Posted 20 января 2015, 21:00
Published 20 января 2015, 21:00
Modified 8 марта, 02:02
Updated 8 марта, 02:02
– Новый год – это всегда новые надежды, новые планы. Что лично вы ждете от наступившего сезона?
– Мне кажется, что нас ждет не самый простой год, но жизнь продолжается, и я надеюсь, что, несмотря на все трудности, нам удастся реализовать все, что задумано. В июне исполняется 140 лет российскому теннису. Как вы знаете, первое упоминание об этой игре сохранилось в дневнике Александра II. Эта дата, 12 июня, совпала с Днем независимости России, и соответственно все наши мероприятия в этом году пройдут под знаком 140-летия тенниса в России. В наших планах организовать выставку, посвященную этому событию, скорее всего, осенью в «Манеже». У нас ведь есть много интересного: фотографии старых времен, ракетки всех наших победителей турниров «Большого шлема», другие реликвии… А если говорить о чисто спортивных перспективах, то, исходя из результатов прошлого года, могу сказать: у нас подросла золотая молодежь, которую, естественно, нам нельзя потерять. Андрей Рублев стал первой ракеткой мира среди юниоров. В 17 лет он стал чемпионом мира среди 18-летних. Можно вспомнить и победу Елизаветы Куличковой на юниорском чемпионате Австралии, успехи Дарьи Касаткиной и того же Рублева на «Ролан Гаррос», а также Карена Хачанова на чемпионате Европы. Кроме этого, у нас 14-летние девочки выиграли в том году все, что возможно. Уже в марте мы хотим создать ряд профессиональных команд, о чем я уже неоднократно говорил ранее. В них будут входить от четырех до восьми человек, селекцию будет проводить тренерский совет, и работать тогда будет проще. Создание таких команд стоит недешево – порядка пяти миллионов долларов, но попечительский совет Федерации тенниса России гарантировал нам эти средства.
– В начале нынешнего сезона российские теннисисты уже одержали несколько побед…
– Сейчас мы имеем уже девять победителей международных турниров различных возрастов. Например, только что завершилось соревнование в категории до 14 лет, где выиграла чемпионка Orange Bowl Анастасия Потапова, которая по праву занимает первое место в рейтинге. Порадовали и другие наши юные теннисисты. Та же Мария Шарапова на удивление хорошо начала сезон, показала хорошее качество игры на турнире в Брисбене, хотя обычно после межсезонья она долго втягивается. Брисбенская победа – большой плюс для Маши в психологическом плане. Шарапова, как вы уже знаете, дала согласие участвовать в четвертьфинальном матче Кубка Федерации, который пройдет в Кракове после окончания Открытого чемпионата Австралии. Вместе с ней сыграют Светлана Кузнецова, Анастасия Павлюченкова и Виталия Дьяченко.
– Вы уже не раз говорили, что женская команда может выиграть Кубок Федерации. Значит, в этом году перед девушками задача стоит только одна – победить?
– Задача победить все время ставится. Вопрос в том, чтобы собрать команду. Раньше, когда мы побеждали в Кубке Федерации, у нас было задействовано 14 игроков, причем 13 из них получили трофеи. А сейчас скамейка запасных поредела, ситуация практически такая же, как у ребят, – пять-шесть человек в обойме. А чем короче скамейка, тем тяжелее выигрывать. Высокий травматизм, сумасшедший календарь, когда спортсмен не знает, на каком континенте играет… Все это лихорадит команду. И невозможно что-либо планировать. В этом самая большая проблема.
– Мужская сборная России матч первого круга первой группы Евро-Африканской зоны в Кубке Дэвиса с командой Дании проведет 6–8 марта. Почему в Новом Уренгое?
– С одной стороны, это связано с тем, что мы выступаем молодежным составом. Конечно, еще рано говорить точно – все-таки до марта еще далеко, но на сегодняшний день планируется, что в этом матче будут задействованы Рублев, Хачанов, Сафиуллин, Турсунов, если будет в порядке, а также Кравчук и Донской. Дания, наверное, не самый сильный противник, хотя, на мой взгляд, слабых соперников в теннисе не бывает, но в Москве мы вряд ли соберем полные трибуны на встречу с датскими теннисистами. А с другой стороны, надо развивать регионы, поддерживать их инициативу в этом вопросе. Тем более в Уренгое построен прекрасный спортивный комплекс.
– Правда, что и следующий матч Кубка Дэвиса планируется провести вдали от столицы – во Владивостоке или на Камчатке?
– Не исключено. Следующим нашим соперником в случае победы над Данией станет Испания, но я думаю, что Рафаэль Надаль не будет играть первую лигу. Поэтому что касается места проведения этого матча, то надо учесть, где нам будет легче выиграть. Учитывая часовые пояса и то, что встреча состоится после Уимблдона, к тому же если провести полноценный недельный сбор в Японии и оттуда перебраться в тот же Владивосток, наши шансы победить Испанию повысятся. Получить добро на проведение матча в Новом Уренгое было даже сложнее, ведь по правилам Международной федерации тенниса необходимо, чтобы в городе, где проходят встречи Кубка Дэвиса, был международный аэропорт, а он там находится в 600 километрах. Но нам удалось уладить все вопросы. А с Владивостоком или Камчаткой таких проблем возникнуть не должно. Но это пока идея, однако с позиции развития тенниса в России идея, на мой взгляд, очень прогрессивная. Тем более что матчи Кубка Дэвиса или Кубка Федерации можно проводить на любом стадионе, в любом дворце. Нужно положить всего два корта.
– А Москва увидит матчи Кубка Дэвиса и Кубка Федерации?
– Конечно. Женская команда домашние матчи будет играть в Москве.
– На успех мужской сборной пока не стоит рассчитывать?
– Да. У нас есть разрыв между ветеранами и молодыми спортсменами. К сожалению, ребята, которые относятся к ветеранам, уже на сходе, у них много травм. Из ближайшего резерва мы надеемся на Рублева, Хачанова и Сафиуллина. Ждать от этих ребят быстрого результата не стоит, но они прибавляют, идут по возрастающей и, думаю, обязательно заявят о себе.
– Не могу не спросить вас об истории с шуткой в адрес сестер Уильямс. Кажется, вы собирались оспорить санкции, наложенные на вас Женской теннисной ассоциацией?
– Скорее всего, я не буду этого делать. Лингвистическая экспертиза показала, что в моих словах ничего оскорбительного для сестер Уильямс нет, но в Женской теннисной ассоциации это заключение принимать не хотят. Я подал апелляцию на решение о моей дисквалификации и штрафе (Тарпищев был отстранен от теннисной деятельности на год, а также оштрафован на 25 тыс. долларов. – «НИ»), но ее не приняли. Вообще этот скандал не отразился на моей репутации. Да, есть позиция WTA, но другие международные спортивные организации, тот же МОК, никак на этот инцидент не отреагировали. Психологически я ощущаю себя вполне комфортно, к тому же с помощью этого недоразумения мы невольно сделали хороший пиар Кубку Кремля. У меня нет никакого негатива по отношению к Серене и Винус. Все, что писалось на Западе по этому поводу, как преподносилось, не соответствовало действительности. Той же Маше Шараповой, которая встала на сторону сестер Уильямс, сказали: Тарпищев заявил то-то и то-то, что ты об этом думаешь? Она ответила. Хотя не знала всего контекста.
– На днях вы летите в Крым, чтобы утвердить там программу развития тенниса. Расскажите об этом поподробнее.
– Программа развития тенниса в Республике Крым разработана на 2015–2020 годы. Я вообще считаю, что теннис может стать лицом Крыма. Здесь еще в советские времена в каждом санатории были теннисные корты, и недавно я убедился, что многие из них сохранились. В планах восстановить эти корты и создать систему площадок по всем санаториям. Где это возможно – проработать идею семейных клубов, в которых, в частности, можно будет обучать азам тенниса и детей, и их родителей. Сейчас мы готовим пилотный проект для «Артека». Есть предложение использовать бывший пионерский лагерь «Смена», который находится в 10–15 минутах езды от Ялты. В качестве федерального теннисного центра рассматривается комплекс «Алушта-Спартак»… Всего мы проработали 39 точек. Создание полноценной базы в республике станет большим подспорьем и для спорта высших достижений, ведь по климатическим условиям Крым выигрывает у всей Европы. Сухой воздух, насыщенный йодом, позволяет переносить большие нагрузки даже в летний период и быстро восстанавливаться. Более того, температурный режим позволяет играть на открытом воздухе даже зимой, так что тренировочный процесс там можно проводить практически круглогодично. Да и обойдется он значительно дешевле.