Posted 11 января 2015, 21:00
Published 11 января 2015, 21:00
Modified 8 марта, 02:03
Updated 8 марта, 02:03
Напомним, в конце декабря прошлого года Госдума в третьем чтении приняла закон о доступности наркосодержащих лекарственных средств для тяжелобольных. 31 декабря документ был подписан президентом России и вступит в силу через 180 дней. Новая норма увеличивает срок действия рецептов на наркотические препараты с 5 до 15 дней (в первой версии законопроекта этот срок составлял 30 дней). Обезболивающие можно будет получить не только в аптеках, но и непосредственно в медучреждениях. Это актуально для сельской местности, где аптеки могут отсутствовать. Помимо этого, закон запрещает врачам требовать с пациентов пустые упаковки лекарств при выписке нового рецепта на обезболивающее.
Обратить внимание на доступность обезболивающих в феврале прошлого года депутатов побудило самоубийство контр-адмирала Вячеслава Апанасенко. Он выстрелил себе в голову после того, как его супруга не успела получить необходимую подпись врача на рецепте до закрытия поликлиники перед выходными. После этого в феврале-марте была отмечена целая волна подобных суицидов. Очередное подобное самоубийство произошло 6 января: в столице покончил с собой генерал-лейтенант ВВС Анатолий Кудрявцев, у которого была последняя стадия рака желудка.
После трагедии благотворительные фонды «Вера» и «Подари жизнь» совместно с департаментом здравоохранения Москвы провели рейд по столичным поликлиникам и аптекам, выясняя, насколько сложно получить в них необходимый наркотический препарат. Перед этим глава фонда «Вера» Нюта Федермессер обратилась в соцсети Facebook к москвичам с просьбой рассказать, в каких поликлиниках они сталкивались с трудностями при получении обезболивающих.
«Накануне рейда я получила более 120 писем, в 23 письмах были все необходимые конкретные данные. Мы проехались по поликлиникам», – рассказала «НИ» Нюта Федермессер. Она отметила, что порядок назначения и выписывания препаратов нарушается повсеместно. Усугубляет проблему и необразованность сотрудников амбулаторного звена в части законодательных изменений и лечения болевого синдрома.
«Мы убедились, что терапевты, которые находятся ближе всего к пациенту и должны выписывать наркотическое обезболивающее, к этому еще не очень готовы. Они боятся, не хотят брать на себя ответственность, им страшно иметь дело с наркотиками, – рассказывает «НИ» директор благотворительного фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова. – Так что поправки, которые по идее должны облегчить выдачу наркотических обезболивающих, не решат проблему. Речь идет о повсеместном страхе перед уголовной ответственностью у врачей, выписывающих в качестве обезболивающего наркотик».
Хотя законодательно подпись онколога при выдаче рецепта на наркотический анальгетик уже не нужна, терапевты зачастую боятся ограничиваться своей подписью, рассказала собеседница «НИ». «Терапевты не хотят брать на себя ответственность. Чаще всего они нуждаются в рекомендации онколога, а если тот отсутствует на месте, просто отказываются выписывать рецепт. Хотя речь не идет о лечении рака, пациенту нужно лекарство, заглушающее болевой синдром», – добавила г-жа Чистякова.
Еще одна проблема – отсутствие в поликлиниках нужных лекарств: часто пациентам вместо них выписывают менее эффективные препараты с множеством побочных эффектов. Нередко врач отказывается верить пациенту, что выписанный ранее препарат уже не помогает.
Третья проблема связана с контролем ФСКН за оборотом наркотических обезболивающих: «Пока ФСКН не уйдет из контроля медицинских наркотиков, врачи не начнут ориентироваться на интересы пациентов», – считает Нюта Федермессер. При этом, по ее словам, количество таких больных даже подсчитать невозможно: специального регистра не существует.
Столичный департамент здравоохранения в свою очередь по итогам проверки отчитался, что нарушений не обнаружено. «Во всех проверенных учреждениях находящиеся под наблюдением пациенты обеспечены необходимыми лекарственными препаратами в полном объеме, установленные требования по организации оказания медицинской помощи соблюдаются», – сказано в сообщении ведомства. По итогам рейда депздрав запланировал ряд обучающих мероприятий для медиков, которые начнутся с 19 января 2015 года.
«Меня радует, что к этой проблеме подключился депздрав Москвы. Он настроен сотрудничать с нами и другими фондами. Есть конкретные планы обучать медиков, которые боятся и не знают, как работать с болевым синдромом. Никто не хочет, чтобы люди умирали в страданиях, но кардинальные изменения должны быть не на московском, а на федеральном уровне», – подытожила г-жа Федермессер.