В последнее время опросы фиксируют умеренный рост поддержки евразийской экономической интеграции в Белоруссии. Так, согласно данным Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, за два последних года доля белорусов, позитивно оценивающих создание Таможенного союза, выросла с 60% до 68%. По единодушному мнению экспертов, положительное отношение к Таможенному союзу и ЕАЭС в стране объясняется желанием граждан сохранить экономическую поддержку со стороны России, а также культурной близостью двух обществ.
На законодательном уровне Белоруссия полностью поддержала евразийскую интеграцию. Еще в октябре договор о Евразийском экономическом союзе ратифицировал парламент страны. Правда, с одной оговоркой: Минск будет выполнять свои обязательства в рамках договора только в том случае, если к этому моменту будут достигнуты конкретные договоренности о снятии барьеров, ограничений и изъятий в торговле и оказании услуг. В первую очередь это касается энергоносителей, продукции сборочных производств, автомобильных перевозок и других чувствительных позиций. Ранее белорусская сторона настаивала на исключении с 2015 года изъятий, касающихся торговли нефтепродуктами. В этом случае с будущего года Белоруссия освободилась бы от уплаты в российский бюджет вывозных пошлин на экспортируемые нефтепродукты (около 3,5 млрд. долларов в год). Однако в апреле было заявлено, что в следующем году такие изъятия сохранятся, а единый рынок нефти, нефтепродуктов и газа в рамках ЕАЭС будет создан только с 2025 года. Президент Лукашенко не преминул выразить по этому поводу публичное недовольство.
При подписании договора Россия согласилась предоставить Белоруссии право оставить в собственном бюджете в 2015 году экспортные пошлины на нефтепродукты. Позже появились сообщения о готовящемся в России налоговом маневре, который в случае реализации снизит потенциальные доходы Минска от зачисления в свой бюджет нефтяных пошлин, а также повысит цену на нефть для белорусских НПЗ. Лукашенко попросил депутатов стоять на страже интересов Белоруссии при формировании договорно-правовой базы Евразийского экономического союза.
Что касается белорусского бизнес-сообщества, то деятельность ЕАЭС оно воспринимает неоднозначно. Самый большой плюс, который признают все: значительно расширяется рынок сбыта продукции. С другой стороны, последние конфликты на «мясомолочном фронте» между Белоруссией и Россией рассеивают иллюзию взаимной открытости рынков.
Кроме того, белорусские бизнесмены чувствуют себя в рамках общего интеграционного пространства явно ущемленными. В России и Казахстане созданы структуры, которые могут отстаивать интересы бизнеса – РСПП или «Атамекен». Белорусские бизнесмены таких структур не имеют и вынуждены отстаивать свои интересы иногда даже без поддержки профильных министерств и ведомств. Впрочем, по мнению бывшего премьер-министра Белоруссии, а ныне члена коллегии Евразийской экономической комиссии Сергея Сидорского, ЕАЭС как раз и призван обеспечить дополнительные гарантии соблюдения интересов предпринимателей.