Еще 12 декабря финский парламент одобрил инициативу, по которой однополые пары могут официально вступать в брак. И это решение является окончательным. «После разрешения в Финляндии однополых браков мы по закону не можем разрешить финским родителям усыновлять российских детей. Также этому препятствует тот факт, что у нас с этой страной нет соглашения о международном усыновлении», – отметил во вторник Павел Астахов. По его словам, такое соглашение, если бы оно было, должно было бы гарантировать, что ребенок не попадет в однополую семью.
«Официальная регистрация однополых союзов не означает, что их там не было или что они появятся в огромном количестве. Мы же не будем отзывать детей из семей в тех странах, где могут разрешить однополые браки. В России они тоже есть, только не зарегистрированы», – выразила свое отношение к происходящему в разговоре с «НИ» глава фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.
«С этической точки зрения верно, чтобы дети жили в традиционной семье. Но, с другой стороны, хуже детдома еще ничего не придумали», – прокомментировал ситуацию «НИ» эксперт Общественной палаты РФ по вопросам социального сиротства Александр Гезалов.
Напомним, еще в июле 2013 года Владимир Путин подписал закон, по которому однополые пары не могут усыновлять детей. А в феврале 2014 года в России запретили отдавать сирот в страны, где такие браки разрешены. Например, детей из России не усыновляют Великобритания, Бельгия, Дания, Норвегия. Теперь очередь дошла и до Финляндии.
На данный момент однополым парам в этой стране можно лишь регистрировать гражданское партнерство. У них нет права брать общую фамилию и усыновлять детей. Законодательные изменения, разрешающие финнам вступать в однополые союзы, вступят в силу в марте 2017 года.
России нужно было остановиться на запрете усыновления однополыми парами, а не ужесточать законодательство дальше, считает Александр Гезалов.
«По сути это ставит крест на всем международном усыновлении. А учитывая сегодняшнюю экономическую ситуацию, наше внутреннее усыновление может затормозиться, поскольку денежная мотивация играет для людей важнейшую роль в России. Сейчас логичнее было бы открывать возможности иностранцам брать детей, а не запрещать», – пояснил г-н Гезалов.
Решение уполномоченного по правам ребенка в России было ожидаемым, убеждена Елена Альшанская. «Минус в том, что опять не думают о детях, а выстраивают международную политику», – отметила общественница. Хотя, по ее мнению, иностранное усыновление действительно нужно сокращать. «Если есть хоть малейший шанс устроить ребенка в семью в России, то нельзя его отдавать родителям из других стран. Международное усыновление должно быть последним вариантом, когда уже точно перепробованы все возможности: ни один родственник не готов его воспитывать или ребенок болеет таким заболеванием, которое у нас не квотируется», – подчеркнула г-жа Альшанская. Кроме того, она выступает против международного усыновления в том виде, в котором оно существует сейчас: «Международное усыновление часто было довольно коррумпированным. И не всегда являлось тем самым последним вариантом. У нас до сих пор не выстроена система профилактики социального сиротства и активная работа с российским усыновителями. Ребенок мог уехать в другую страну, хотя у него в России были родственники. Просто они были бедными или в принципе не знали, что ребенок остался один. Активной работы по его семейному устройству не велось».
Без международного усыновления Россия не справится с сиротством, заочно возражает г-н Гезалов. «У нас проблема с детьми-сиротами, которым больше семи лет. Не готовы люди их брать. Теперь Россия потеряла еще одну страну, которая могла предоставить сиротам нормальное детство», – подчеркнул он.
Напомним, что не могут усыновлять детей из России и граждане США: так называемый «закон Димы Яковлева», запрещающий усыновление российских детей для граждан этой страны, вступил в силу 1 января 2013 года.