Развязали руки

16 декабря 2014, 00:00
За полтора года действия закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений резко увеличилось число случаев травли и дискриминации представителей ЛГБТ-сообщества. К таким выводам пришли правозащитники из Human Rights Watch в представленном вчера докладе. По их мнению, недавнее увольнение петербургской учи

Об увольнении педагога школы № 565 Санкт-Петербурга с формулировкой «за аморальной поведение» из-за сексуальной ориентации «НИ» рассказывали во вчерашнем номере (материал «Нерадужные перспективы» от 15 декабря). Напомним, отстранения девушки от должности добился местный активист Тимур Исаев, который собирает по соцсетям «компромат» на гомосексуалистов и передает его работодателям. По его собственному признанию, ему удалось добиться увольнения почти 30 педагогов нетрадиционной ориентации по всей стране.

«Это прецедент. Теперь сам факт нетрадиционной сексуальной ориентации у нас считается аморальным поведением. При том, что эта девушка никак не выражала публично своих взглядов, не являлась ЛГБТ-активисткой, не обсуждала с учениками свою личную жизнь. По сути, ее уволили по доносу», – рассказала вчера координатор программы стратегического судопроизводства ЛГБТ-инициативной группы «Выход» Ксения Кириченко.

Однако случай этот далеко не единственный, отмечается в опубликованном вчера докладе правозащитной организации Human Rights Watch. Активисты задокументировали еще семь случаев, когда представителям ЛГБТ-сообщества угрожали увольнением или заставляли уволиться из вуза, школы или детского сада. Авторы доклада связывают рост гомофобных настроений с принятием в июне 2013 года закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Однако нередко последствия гомофобии оказываются гораздо страшнее, чем увольнение.

Правозащитники опросили геев и лесбиянок из 16 городов России от Краснодара до Владивостока. «После принятия закона о гей-пропаганде мы имеем случаи нападения не только на ЛГБТ-активистов на акциях, но и травлю людей нетрадиционной сексуальной ориентации в повседневной жизни, – рассказывает исследователь Human Rights Watch по России Таня Купер. – Люди рассказывали, что их били, похищали, унижали».

Некоторые респонденты сталкивались с насилием со стороны гомофобных группировок – например, той, идейным вдохновителем которой был осужденный несколько месяцев назад националист Максим «Тесак» Марцинкевич. Обычно они действуют следующим образом: находят «жертву» на сайтах знакомств, приглашают якобы на свидание. Когда молодой человек или девушка приходят на место встречи, их окружают несколько человек, заводят в квартиру, где унижают и избивают. Все происходящее записывается на видео, а затем выкладывается в Интернет. Однако нередко на гомофобное насилие идут и обычные люди в метро, в кафе, на улице. «Один человек был избит на собеседовании при приеме на работу», – рассказывает г-жа Купер.

На сегодняшний день гомофобные преступления остаются фактически безнаказанными. Из 78 обнаруженных правозащитниками жертв гомофобного насилия 22 человека не стали обращаться в полицию, так как боялись притеснения со стороны силовиков и не верили, что сотрудники полиции воспримут их всерьез. В некоторых случаях полицейские сами позволяли себе гомофобные высказывания и одобряли насилие. «Ко мне подошли пятеро мужчин в масках и принялись меня бить и пинать. Я получил не менее семи ударов кулаком в лицо… Когда мы приехали в отделение, один из полицейских сказал: «Я сделал бы с тобой то же самое», – говорится в докладе правозащитников со ссылкой на пострадавшего Алексея из Новосибирска.

В тех же случаях, когда уголовные дела все-таки возбуждаются, следователи стараются избегать мотива ненависти, говорят правозащитники. В частности, активисты ЛГБТ уже многие месяцы борются за признание сексуальных меньшинств социальной группой, по отношению к которой возможны экстремистские преступления. Так, уголовное дело активиста ЛГБТ и блогера Дмитрия Чижевского, которому еще более года назад прострелили глаз из пневматического пистолета, было в октябре приостановлено.

Только в трех случаях дела, которыми занимались в Human Rights Watch, дошли до суда, утверждают правозащитники. Во всех случаях фигуранты были признаны виновными, но их наказание было несоизмеримо с тяжестью преступления. Например, православный активист Глеб Лихоткин, выстреливший в лицо ЛГБТ-стороннику Борису Романову, был осужден в ноябре 2013-го на год условно. Уже в декабре его амнистировали в связи с 20-летием Конституции.

По словам Ксении Кириченко, после принятия закона о запрете гей-пропаганды изменилось качество насилия по отношению к представителям ЛГБТ. «Если раньше избивали, стараясь не попадаться на глаза посторонним, то сейчас преступления стали спланированными и открытыми. Гомофобы не боятся наказания. Наоборот, они уверены, что закон на их стороне. По сути, им развязали руки», – считает Ксения Кириченко.

Заместитель директора отделения Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Рейчел Денбер уверена, что закон не защищает детей, как это декларируется, а носит явный дискриминационный характер. «Трудно преувеличить вред от данного закона», – подчеркнула она.

Интересно, что правозащитники оперировали только собственными данными: официальной статистики по гомофобному насилию ни один госорган в России не ведет.

#Общество #Новости #Права человека #Ольга Бородина #Законы / Законопроекты
Подпишитесь