Posted 14 декабря 2014, 21:00
Published 14 декабря 2014, 21:00
Modified 8 марта, 04:08
Updated 8 марта, 04:08
«Радж Капур покорил московских дур!», – на мотив песенки танцовщицы из фильма «Бродяга» в любви молодому индийскому актеру признавалась едва ли не вся женская половина населения СССР. Мужская, впрочем, тоже не отставала. «Бродяга» – картина, снятая на заре творчества Раджа Капура, в 1951 году, стала бесспорной вершиной его творчества и понравилась всем без исключения. На одной шестой части суши ее смотрели десятки раз, а партнершу артиста по фильму Наргис тут же окрестили если не его женой, то уж точно верной подругой. Ни той, ни другой Наргис никогда не была, более того, ухаживания Раджа в свое время даже отвергла, хотя действительно работала с ним во многих проектах. На протяжении почти 10 лет индийская красавица играла спутниц Раджа. А когда ушла, артист долго чувствовал себя одиноким. Но...
Более всего он был влюблен в искусство. В фантазию, в импровизацию, в осуществленный вымысел... Из-за этой первой и последней любви своей жизни сын знаменитого индийского актера Притхвираджа Капура (известного нашей публике по роли магараджи в экранизации «Хождения за три моря») даже не закончил школу. И когда Наргис ушла от Раджа к... адвокату, он сам уже вскоре вернулся в кинопавильон своей одноименной студии и снова стал снимать. С другими партнершами другие фильмы...
Увы, в нашей стране, где артист стал чуть ли не национальным героем, на самом деле видели не так уж много из того, что создал Радж Капур. Хотя самое главное все же видели – и «Господина 420», и «Под покровом ночи», и «Сангам», и, наконец, ностальгическую капуровскую эпопею с философским уклоном «Мое имя – клоун», которая стала не только его своеобразной лирической киноисповедью, но и прощанием с жанром «чаплинианы» в своем творчестве. В этом трехсерийном фильме Радж Капур объяснился в любви нашему зрителю и пригласил сниматься известную балерину Большого театра Ксению Рябинкину.
Образ Клоуна ушел в прошлое. Теперь патриарх индийского киноискусства снимал фильмы на национальную тематику («Ганг, твои воды замутились», «Ханна»), но также стал автором первой молодежной картины Болливуда – в фильме «Бобби» снялся и его сын – Риши Капур. И хотя молодая кинозвезда уступала отцу и в мастерстве, и во внешних достоинствах – все же сын достойно продолжил традиции самой известной актерской династии Индии. А сегодня в кино снимается уже четвертое поколение этой династии – внуки Раджа Капура – наверное, самого знаменитого «бродяги» на свете.
Он играл бедняков, но сам был весьма богат и всегда окружен сонмом почитателей. Достаточно вспомнить, что творилось на московских кинофестивалях, на которых Радж (как его чаще всего называли в столице СССР) часто оказывался гостем. Несмотря на безумную популярность, в общении он был доступен и прост. И даже отвечал своим поклонникам на русском языке. Мучимый безжалостной и тяжелой астмой, он – так и не бросивший при этом курить – с годами весьма изменился внешне, очень потучнел, но все равно в Радже-артисте нельзя было не узнать «бродягу Раджа». Ведь в своем главном фильме он и своего главного героя назвал своим собственным именем. А значит, между ними было что-то общее. «Бродяга я, бродяга я...» – вертится в голове шлягер из старого индийского фильма.