Posted 10 декабря 2014, 21:00
Published 10 декабря 2014, 21:00
Modified 8 марта, 04:10
Updated 8 марта, 04:10
Театральная премия МК считается самой независимой, «потому что зависит только от нас с Павлом Николаевичем», – шутит Марина Райкина, театральный обозреватель газеты «Московский комсомолец».
Атмосфера дружеского капустника, встречи выпускников, где нет оценивающих и оцениваемых, а сплошные любители театра в самом высоком смысле этого слова. «Здесь можно выражать свои эмоции как угодно», – предупреждает в самом начале Райкина, – главное – не забывать кричать: «Слава Табакову!»
Эта традиция существует столько же, сколько и премия. Олег Павлович как негласный символ занимает центральное место в первом ряду. За 19 лет премия стала для театральной общественности знаком, которым отмечается в театральном потоке то, что, по словам главного редактора «МК» Павла Гусева, должно остаться в мире зрителей навсегда, «хотя мы и не даем своим победителям спонсорские миллионы» («Жаль!» – бросает реплику некто из зала). «У нас самая короткая процедура», – замечает Марина Райкина и не обманывает. Буквально за 40 минут в бойком ритме через сцену проходит полный «дайджест» современного театра. Мэтры и «полумэтры», получая в подарок эксклюзивные тарелки «МК», в темпе передают микрофон друг другу.
В первой номинации «Лучший дипломный спектакль» на сцену выбегают студенты Щукинского училища (спектакль «Кухня», режиссер Кирилл Пирогов) и актеры театрального колледжа Табакова (спектакль «Пастух и пастушка», режиссер Виталий Егоров).
Исполнитель лучшей роли второго плана Виктор Добронравов (спектакль «Улыбнись нам, Господи», театр Вахтангова) до «Комсомольца» не доехал, как и Иван Янковский – победитель номинации «Лучшая мужская роль» («Театральный роман», Студия театрального искусства). «Вероятно, увязли в снегу», – ободряет гостей ведущая Марина Райкина, а на сцену шустро выбегает Никита Кобелев – режиссер спектакля «Бердичев» Театра Маяковского, признанный лучшим в номинации «Спектакль большой формы». Его «коллегой» по малой форме стал спектакль Театра Моссовета «Машенька», исполнительница главной роли в котором также была отмечена в номинации «Лучшая женская роль второго плана».
Константина Хабенского на этой церемонии узнаешь не сразу: густая объемная борода, кепка с длинным козырьком. Хабенский получает награду в номинации «Лучшая мужская роль» (спектакль «Соло на контрабасе», МХТ имени Чехова).
Хорошо знакомая зрителям по телевизионным ситкомам актриса Татьяна Орлова, получая приз в аналогичной женской номинации (спектакль «Бердичев», Театр Маяковского) обходится буквально тремя благодарственными фразами и эффектно уходит, бросая в зал: «Олег Павлович, вы мой кумир!»
Опережая на доли секунды Марину Райкину, готовую сообщить о его отсутствии, в зале появляется Игорь Верник: «Я только сейчас с удивлением узнал, что моя роль, оказывается, второго плана. Как же так? Она же главная! Но в этих стенах понимаю, что должен сказать: «МК» виднее».
«До сервиза на шесть персон мне не хватало одной тарелки», – благодарит за награду режиссер Марина Брусникина, чей спектакль «Лада, или Радость» в РАМТе, по мнению «МК», стал «Лучшим спектаклем малой формы». И конечно же, завершает речь традиционно: «Спасибо Олегу Табакову, что дал мне когда-то пинка, после чего я и оказалась в театре». «А вот у меня нет сервиза, – подхватывает шутку недавний лауреат премии «Звезда Театрала» Светлана Немоляева, получая эксклюзивную тарелку за «Лучшую женскую роль второго плана» в ранге «мэтры» (спектакль «Кант», Театр Маяковского), – зато у меня есть часы «Московского комсомольца». «Это было в лучшие времена», – парирует Марина Райкина.
«Признанием года» становится спектакль «Гамлет|Коллаж» Робера Лепажа: он стал одновременно проектом года, прихватив новую для премии номинацию «Лучшая постановочная часть» и «Актер года».
«Постановочная команда «Гамлета» совершила подвиг, – признается Евгений Миронов. – Для меня их работа в буквальном смысле означает, выживу я или нет». Напомним, что в спектакле Миронов один исполняет все роли, включая женские, и существует внутри мультимедийного куба. «Несмотря на то, что Табакову спектакль не понравился, – продолжает актер, – слава Табакову! – значит, нам есть куда развиваться».
И, наконец, настала минута славы самого Табакова. Олег Павлович вышел на сцену, чтобы получить награду за Владимира Машкова – режиссера спектакля «№13D» МХТ имени Чехова. Начав с анекдота про свою семилетнюю дочку, которая на реплику папы, что, мол, он уже старенький, ответила: «Папа, ты не старый, ты новый», худрук Московского художественного неожиданно серьезно закончил: «Важно помнить, что мы играем не для царя-батюшки и еще кого-то там, а для зрителей».