Энергоемкость ВВП России в среднем в 2,5 раза выше общемирового уровня. И столь высокий уровень, как считает Минэнерго РФ, и соглашаются многие эксперты, приводит к снижению энергетической безопасности страны и становится одним из сдерживающих факторов экономического роста. Поэтому госпрограмма, реализацию которой подтвердило решение премьер-министра, должна способствовать выходу России на уровень развитых стран по показателю энергоэффективности и отходу от сырьевой ориентации экспорта. А созданный в целях контроля госпрограммы план ее реализации содержит ключевые мероприятия, этапы их выполнения, а также систему «дорожных карт». Кроме того, программа является частью реализации энергетической стратегии страны до 2035 года, которая активно поощряет энергосбережение и контроль затрат и расходования ресурсов в компаниях отрасли.
Как отметил в беседе с «НИ» генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев, задачи энергетической отрасли теперь значительно расширены. Обозначена и новая роль отрасли – ее предназначение теперь не только в том, чтобы удовлетворять потребности в энергии, но и играть роль дополнительного драйвера развития экономики, создающего стимулирующую инфраструктуру. Также утвержденная стратегия развития предполагает повышение доступности и качества энергетических товаров и услуг и государственное регулирование этого сектора экономики.
А в текущих геополитических условиях, когда Европа прямо заявляет о намерении снижать потребление российских топливно-сырьевых ресурсов ради обеспечения своей энергобезопасности, эксперты отмечают также важный упор стратегии на диверсификацию – как направлений экспорта, так и набора поставляемых энергоресурсов. Если раньше российские энергоресурсы шли на продажу, в основном в Старый Свет, то теперь солидная доля поставок будет предназначена для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, и прежде всего Китая.
В разговоре с «НИ» Виталий Бушуев подчеркнул также важность серьезной ориентации российской энергетики на внутреннего потребителя, которая может привести к снижению почти на треть доли расходов на энергообеспечение в бюджетах населения и предприятий. При том, что в абсолютном размере цены на энергоресурсы не снизятся, а наоборот, могут и увеличиться.
Одной из мер реализации программы стало принятие Россией предложения вступить в Международное агентство возобновляемой энергии. С 2015 года Москва начнет платить членские взносы в организацию, что позволит участвовать в выработке международных стандартов и влиять на развитие возобновляемой энергетики в мире.
При этом для отрасли до сих пор неразрешенной проблемой остается привлечение внешних инвестиций. За счет федеральных средств программа предусматривает увеличение финансирования отрасли почти на 7 млрд. рублей. Однако уже в период с 2017-го по 2020 год по ряду позиций вливание бюджетных средств будет уменьшено на 4,7 млрд. рублей. Гендиректор Института энергетической стратегии Бушуев считает, что компенсировать это сокращение госсредств можно только путем привлечения инвестиций на мировых площадках. По мнению эксперта, для того, чтобы эти инвестиции все-таки пришли, отрасли необходимо иметь предсказуемые налоговые условия. Ведь, к примеру, только налогообложение нефтедобывающей отрасли за последние годы менялось несколько десятков раз.
Впрочем, отмечает Бушуев, если западные источники финансирования из-за санкций значительно ограничены для российских компаний, то другие направления привлечения средств, в частности богатый азиатский рынок, остаются открытыми для российской энергетики.