На сентябрьских выборах большинства в риксдаге не добился ни один из конкурировавших блоков: ни левый во главе с социал-демократами, ни альянс буржуазных партий. В этой ситуации роль джокера стала играть популистская ксенофобская партия «Шведские демократы» (SD), получившая около 13% голосов и ставшая третьей по численности в народном собрании страны. Главным лозунгом неофашистов, как открыто называют SD руководители остальных парламентских партий, является резкое ужесточение иммиграционной политики. Ради достижения своей цели «новые коричневые» пошли на создание политического кризиса в стране, проголосовав за альтернативный бюджет, предложенный буржуазными партиями.
«Мы будем раз за разом проваливать бюджеты всех правительств, будь то левые или правые, и станем это делать до тех пор, пока не выполнят наше главное условие: сокращение иммиграции на 90%», – заявил руководитель «Шведских демократов» Маттиас Карлссон.
Хотя социалисты и лидеры буржуазных партий обещали после сентябрьских выборов сделать все, чтобы изолировать «партию ксенофобов», на практике они позволили Маттиасу Карлссону и его команде взять управление Швецией в свои руки. Правые отказались от соглашения с социалистами, предлагавшими определенные уступки в экономической программе, а на радикальную перекройку бюджета левые не пошли. В результате сегодняшнюю повестку дня диктуют «Шведские демократы».
«Мартовские выборы мы превратим в референдум, на котором народу предстоит ответить лишь на один вопрос: хочет ли он сохранить иммиграцию в прежнем объеме?» – так сформулировал стратегию своей партии Маттиас Карлссон. Остальным партиям волей-неволей придется также упростить свою предвыборную агитацию, сведя ее к нескольким ключевым вопросам, главным из которых станет прием беженцев.
Опросы показывают, что весенние выборы выгодны прежде всего SD. Сегодня за них готовы голосовать около 17% избирателей, почти на 4% больше, чем в сентябре. «Перебежчиков» ждут как слева, так и справа. При этом, как уверяют социологи, «Шведские демократы» обладают самой прочной избирательной базой: около 85% людей, голосовавших за них в сентябре, готовы сделать это снова.
Если в сентябре за «ксенофобов» многие голосовали в порядке протеста против респектабельных политических партий, не надеясь на то, что пожелания будут выполнены, то теперь SD доказала, что является реальной силой, способной изменить жизнь страны. Этот новый статус вкупе с прорывом информационной блокады, которой, как уверяет Маттиас Карлссон, его партию подвергали многие шведские СМИ, может привести в ряды его сторонников тысячи и тысячи новобранцев.
Справедливости ради следует заметить, что тема иммиграции, являющаяся главной в агитации «Шведских демократов», стоит в этой скандинавской стране достаточно остро. По данным Миграционного ведомства, Швеция по состоянию на ноябрь 2014 года приняла около 80 тыс. беженцев, в основном из стран Ближнего Востока, что на 30 тыс. больше, чем годом ранее. Учитывая, что население страны составляет около 10 млн. человек, это абсолютный рекорд в Европе. На сегодняшний день каждый десятый житель северного королевства не является этническим шведом, а в крупных городах это соотношение еще меньше.
С обещанием продолжить щедрую иммиграционную политику выступили лидеры блока левых партий. Две трети шведов, согласно опросам, не хотят закрывать двери своей страны для беженцев как по соображениям милосердия, так и из практических целей. Население страны стареет, а иммигранты, среди которых доминирует молодежь, могут снять остроту демографической проблемы. Кроме того, как показало исследование, проведенное Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD), объединяющей ведущие страны Запада, иммигранты выгодны для государств – членов OECD. Ученые сравнили расходы на социальные пособия для «новых граждан» с выплачиваемыми ими налогами. В итоге выяснилось, что семья иммигрантов в среднем приносит в казну государства порядка 3 тыс. евро в год.
Тем не менее в депрессивных регионах, а именно там находится основная избирательная база SD, мало кто верит в положительное влияние «чужаков». Местные жители разделяют мнение этой партии о том, что иммигранты, особенно из мусульманских стран, паразитируют на социальной системе и отказываются ассимилироваться. Страшилку под названием «Швеция в хиджабе» собираются в очередной раз с успехом разыграть в марте недавние маргиналы, ставшие дирижерами шведского политического оркестра.