Posted 30 ноября 2014, 21:00
Published 30 ноября 2014, 21:00
Modified 8 марта, 04:00
Updated 8 марта, 04:00
Как правило, развод монастыря с музеем, который заселился в него в советское время, происходит драматично и с потерями для обеих сторон. Музей теряет посетителей, а церковь – репутацию культурного института. «Новый Иерусалим» прошел все стадии такого расставания. Дело усугублялось тем, что в музее помимо чисто церковных ценностей XVII века и вещей, связанных с патриархом Никоном, была еще коллекция живописи начала ХХ столетия и примечательное собрание авангарда и поставангарда (то, от чего избавлялись столичные музеи).
Сегодня о взаимных потерях и претензиях уже не говорят: почти все счастливы. Монастырь ремонтируется под патронатом нынешнего премьер-министра – почти вся территория его огорожена как снаружи, так и внутри храма. Посетителям оставлена одна тропинка, ведущая к кувуклию (повторению гробницы Христа). На другом берегу наконец возник светский комплекс на 28 тыс. квадратных метров. Нужно отдать должное архитектурному бюро «Сити АРХ», которое подошло к делу с совершенно европейских экологических позиций. Чтобы не спорить с монастырским памятником, они словно бы утопили музей в холме – так на речном берегу возникла отличная смотровая площадка. Все это очень в духе того, как испанцы обустраивали Город Культуры в Сантьяго-де-Компостелло, в месте огромного католического паломничества. Там тоже светскую культуру прятали под землю и эффектные волны холмов.
Но если с внешней стороны комплекс производит самое выгодное впечатление, внутри он далек от музейного идеала. Получилась гремучая смесь офиса, торгового центра и хаотичных залов в духе 1970-х годов, то есть времени московского Дома художника. Сейчас в «Новом Иерусалиме» развернуты экспозиции живописи, как древней, так и современной. Залы с иконами – вполне традиционны, со скучными табличками и не менее тоскливыми аннотациями. Их «расцветили» двумя аттракционами – голограммами церковных чаш. Главный же экспонат – парсуна с прижизненным изображением патриарха Никона и его соратников – показывается в ряду других вещей и никак не выделяется. На следующем этаже развернута выставка мастеров, близких Академии художеств, которые выезжали на пленэры в Новый Иерусалим. Кому нужно рассматривать эти пейзажи, когда рядом стоит сам первообраз, – большой вопрос. Пока в комплексе нет выставки об истории, археологии и сокровищах монастыря (для этого нужно идти в отдельный выставочный зал), как нет и хваленого авангарда. Зато сразу виден магазин с продукцией всех подмосковных музеев, имеется ресторан и большая сувенирная лавка. Есть подозрение, что именно ради этих трех пунктов и будут заворачивать сюда экскурсионные группы.
Так или иначе возведение и открытие новомодного комплекса, развивающего культуру Подмосковья в обмен на церковный памятник, кажется вполне приемлемой сделкой. Единственная проблема – постараться не утопить и так уже погруженный под дерн, траву и снег музей под еще одним слоем рутины и провинциализма.