Еда с нехорошим привкусом

24 ноября 2014, 00:00
Депутаты Госдумы из числа аграриев обратились в ФАС с просьбой проверить обоснованность роста цен на муку и крупы и принять меры в случае выявления спекуляций. Вместе с тем в прессе все чаще появляется информация, исходящая от оптовых поставщиков зерна, о будущем росте цен на крупы и муку, что связано с увеличением экс

Зампредседателя комитета по аграрным вопросам Госдумы Надежда Школкина направила письмо главе ФАС России Игорю Артемьеву с требованием провести проверку ценообразования в сегменте муки и крупы. «В Госдуму поступают обращения граждан о резком повышении розничных цен на социально значимые продовольственные товары, в том числе на муку пшеничную, макаронные изделия, рисовую и гречневую крупы», – говорится в запросе. По ее мнению, антимонопольной службе необходимо разобраться, откуда взялся рост цен на зерно и изделия из него, если в России собрали хороший урожай. Вероятнее всего, имеют место спекуляции производителей, переработчиков и торговых сетей при реализации продовольственной продукции. Депутат призывает главу ФАС принять оперативные меры по пресечению злоупотреблений.

По информации Минсельхоза, на 20 ноября 2014 года урожай пшеницы составил 62,2 млн. тонн, что на 14,5% больше, чем в 2013 году, риса – 1,1 млн. тонн, (на 10% больше), гречихи – 744,7 тыс. тонн (на 27,4% больше). Отметим, что в ФАС уже приступили к проверке крупнейших производителей гречневой крупы. Напомним, что в августе-сентябре в оптовом звене гречиха стоила 5–7 тыс. рублей за тонну, то есть 7 рублей за килограмм. За два месяца цена выросла более чем в четыре раза – до 23–25 рублей за 1 кг. Фактически это значит, что несколько крупных переработчиков гречневого сырья выкупили основные объемы собранной гречки и сейчас диктуют рынку свои цены на крупу, поставляемую в магазины. К примеру, одна челябинская компания покупала в Башкирии гречку по пять тысяч рублей за тонну, то есть пять рублей за килограмм, а сейчас в башкирских магазинах она продается по 90 рублей за 800 грамм.

О будущем подорожании своей продукции также предупреждают поставщики макарон. По их данным, примерно через полтора месяца цены вырастут на 20–25%, что связано с повышением цены на зерно. По словам генерального директора компании-поставщика Андрея Дрибного, в октябре-ноябре твердые сорта пшеницы подорожали почти на 70%, при этом на долю пшеничной муки в себестоимости макарон приходится около 80%. Если в сентябре этого года стоимость килограмма пшеницы твердых сортов составляла около 11,5 рубля, то сегодня эту пшеницу трудно купить даже по 20 рублей за килограмм. Основные причины роста цен – более низкий урожай пшеницы твердых сортов по сравнению с предыдущим годом и значительный рост экспорта, спровоцированный снижением курса рубля, считает глава компании.

Как рассказал «НИ» главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун, в текущем году действительно складываются очень выгодные условия для вывоза зерна из страны. «Зернопроизводители продают свою продукцию в России, исходя из старого курса рубля, а экспортируют уже по новому курсу. Естественно, что рублевая выручка от экспорта намного превышает доходы от внутренней реализации», – пояснил он. Рост зарубежной отгрузки зерна, в свою очередь, приведет к снижению его предложения и подорожанию внутри России. Избежать такого варианта развития событий можно только за счет введения эмбарго на вывоз зерновых, как это было сделано в 2010 году. Однако цены в любом случае долго не удастся сдержать, так как высокий курс доллара приводит к большой разнице между внутренними и внешними ценами на товары, при которых производителям в условиях открытой рыночной экономики нет никакого интереса производить свои товары, чтобы получать заведомо низкую выручку.

В свою очередь член Экспертного совета по развитию конкуренции при правительстве РФ Вадим Новиков в беседе с «НИ» отметил, что антимонопольное ведомство ничего не сможет предпринять для ограничения роста цен на крупы и муку. «У ФАС есть полномочия расследовать сговоры между производителями, обладающими большой долей рынка, и возможность запрещать увеличивать цену выше определенного уровня. Однако в данном случае сговоры невозможны, так как поставщиков зерна и ритейлеров зерна очень много, и монополия исключена, – полагает он. – Остается только административное давление на компании с тем, чтобы убедить их не играть на повышение цен».

Между тем обилие информации о неизбежности всеобщего роста цен на руку прежде всего торговым сетям, ведь людской страх толкает совершать покупки впрок даже при очень высокой цене товара.

#Новости #ФАС #Политика #Продовольствие
Подпишитесь