Posted 19 ноября 2014, 21:00

Published 19 ноября 2014, 21:00

Modified 8 марта, 04:05

Updated 8 марта, 04:05

«Репрессии не смогли стереть с лица земли его труд»

19 ноября 2014, 21:00
В редакцию «НИ» обратилась дочь советского художника Василия Маслова, которая посредством нашей газеты обращается с открытым письмом к губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву. В своем послании Наталья Васильевна Маслова просит главу региона остановить разрушение уникальной настенной росписи – творения ее отца. В то вр

«Уважаемый Андрей Юрьевич!

Обращаюсь к Вам с просьбой о помощи.

В ноябре 2013 года в Королеве, в доме Стройбюро, построенном Болшевской трудовой коммуной, были найдены стенные росписи работы моего отца, художника Василия Николаевича Маслова. Через неделю после этого дом начали разрушать экскаваторы, и комнаты, где находились росписи, оказались под завалами. Чудом, благодаря самоотверженной работе реставраторов, удалось спасти одну работу – «Ленин», цветная фотография которой в масштабе 1:1 была потом показана на выставке в Москве. По оценке специалистов, работы моего отца обладают высокой художественной ценностью и являются практически единственными образцами русской монументальной живописи 1930-х годов, дошедшими до наших дней.

Под завалами в доме Стройбюро до сих пор находится стенная роспись «Рабочий класс», черно-белая фотография которой хранится в моей семье. Я надеюсь и верю в то, что ее также можно спасти.

Мой отец, художник Василий Маслов, оказался в Болшевской трудовой коммуне в конце 1920-х годов благодаря участию Максима Горького и А.В. Луначарского, которые увидели в нем настоящее дарование. Через несколько лет в Москве прошли его персональные выставки, получившие высокие отзывы Петра Кончаловского и Игоря Грабаря. Творческая жизнь моего отца только вступала в пору своего расцвета, когда в 1937 году он был репрессирован. По ложному обвинению 2 января 1938 года его расстреляли на Бутовском полигоне.

В 1959 году Василий Николаевич Маслов был реабилитирован – как гражданин своей страны, которую он бесконечно любил и для которой работал. Но его второй реабилитацией, реабилитацией отца как художника, я считаю героическое спасение его труда в Королеве и последующую московскую выставку. Я чрезвычайно признательна всем, кто совершил это чудо.

Несколько лет назад я передала в Королевский исторический музей 92 рисунка Василия Маслова. Отдавая их в дар, я не чувствовала сожаления, наоборот, меня переполняла радость оттого, что труд моего отца востребован, оттого, что жизнь отца, трагически оборвавшаяся на Бутовском полигоне, не закончилась физической смертью, а продолжается в творчестве, оставленном людям.

Его рисунки и картины хранятся в Нижегородском государственном художественном музее, в Королевском историческом музее и, как недавно открылось, в Дагестанском государственном объединенном историко-архитектурном музее. Таким образом, репрессии не смогли стереть с лица земли наследие художника, не смогли уничтожить вместе с ним и его труд.

Но именно сейчас, в 2014 году, а не в жестоком 1937-м, в Королеве гибнет важнейшая часть его наследия – монументальная живопись. У реставраторов нет доступа к помещению, где находится еще живая (я верю в это) работа. Комната по-прежнему под завалами.

Я обращаюсь к Вам в надежде спасти труд моего отца, этот памятник и ему, и всем художникам, пострадавшим невинно в годы репрессий – замученным в тюрьмах и погребенным в общих могилах. Этот памятник – символ победы творчества над смертью.

Я верю в то, что любые преграды и трудности можно преодолеть, превозмочь все препятствия, если речь идет о спасении национальных ценностей. Я прошу Вас предпринять все возможное для спасения обреченной на гибель, оставленной в полуразрушенном доме стенной росписи.

С уважением, Наталья Васильевна Маслова».

Подпишитесь