Posted 16 ноября 2014, 21:00
Published 16 ноября 2014, 21:00
Modified 8 марта, 04:08
Updated 8 марта, 04:08
Как ни странно, но это – первая выставка работ Лоренцо Бернини (1598–1680 гг.) в Испании, хотя гений итальянского барокко, творчество которого считается эталоном барочной эстетики, был обласкан испанским королем Филиппом IV и выполнил для него не один заказ – в основном скульптуры, в том числе самого короля и его сына Карлоса II.
В экспозиции представлено 39 работ, среди них – скульптуры из мрамора и бронзы, два автопортрета еще молодого Бернини, выполненные маслом (один, датируемый 1635–1638 гг., из фондов музея Прадо, другой, на котором Бернини представил себя в образе Давида, привезен из Рима, из Национальной галереи старинного искусства дворца Барберини), эскизы его работ – лепные «боцетти» больших скульптур, архитектурные проекты: площади Святого Петра, внутреннего декора и фасада собора Святого Петра, капеллы церкви Санта-Мария-делла-Виттория, римских фонтанов. Все эскизы и книги предоставлены Национальной библиотекой Испании, библиотекой музея Прадо и Апостольской библиотекой Ватикана. Украшение выставки – совершенные по своим формам две мраморные головы – женская «Душа благословенная» и мужская «Душа проклятая», впервые привезенные в Прадо из Рима, где они хранятся в посольстве Испании при Святом Престоле в Ватикане, и два лепных эскиза «боцетти» к известным произведениям Бернини из Государственного музея Эрмитаж, выполненные в терракоте и представляющие большую ценность – «боцетти» статуи императора Константина и скульптуры «Экстаз Святой Терезы», которая находится в капелле церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме. Эта скульптура стала известна благодаря роману Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Святая Тереза была испанской монахиней, жившей в XVI веке, к которой однажды во сне «явился ангел в плотском образе» и пронзил ее чрево золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Это и есть сюжет скульптуры Бернини, созданной им по заказу кардинала Карнало – монашка в экстазе полусидит-полулежит с запрокинутой головой и закрытыми глазами, а над ней – прекрасный, совершенный юноша-ангел, чувственность и энергия скульптуры, и правда, поражают. Впрочем, все произведения Бернини, воплощенные в мраморе, впечатляют своей необыкновенной чувственностью, внутренней энергией, экспрессией и удивительной естественностью поз и жестов – кажется, что вот-вот застывшие фигуры начнут двигаться.
Родившийся в Неаполе, Лоренцо Бернини всю свою жизнь и все свое творчество посвятил Риму. Он стал крупнейшим представителем римского и вообще итальянского барокко. Когда находишься в Риме, создается ощущение, что все самое красивое здесь создано гением Бернини. И действительно, самые знаменитые на весь мир барочные памятники Вечного Города (за исключением фонтана Треви архитектора Николы Сальви): внутреннее убранство и фасад Собора Святого Петра и его площадь в Ватикане, фонтан Тритона, фонтан четырех рек на Пьяцца Навона, католические церкви с их роскошным убранством – все создано им, гениальным Джованни Лоренцо Бернини.
Выставка «Души Бернини» в Мадриде продлится до 8 февраля 2015 года.