Каждую среду весной и летом в нашем поселке стригут траву. С конца октября ее стригут уже в два раза реже, но зато по четвергам начинается теперь уборка опавшей листвы – ровно четыре недели. Все четко по графику, как вывоз мусора.
Рано утром на красивом грузовичке Chevrolet с огромным вагончиком-прицепом в наш городок рядом с Бостоном въезжают профессиональные садоводы. Мастера ландшафтного дизайна выдвигают из яркого контейнера металлический пандус и начинают неторопливо и торжественно десантировать на газоны всевозможную озеленительно-уборочную технику. Сами дворники, тоже не спеша, облачаются в светоотражающие куртки и водружают на себя рюкзаки-пылесосы с черными стволами, похожими на супероружие из «Звездных войн».
Каждый раз этот спектакль напоминает мне начало какой-то секретной операции. Дворники-«спецназовцы» всегда начинают свою работу в семь часов утра, совершенно не мешая шумом переносных воздуходувок спешащим на работу гражданам: в будние дни американцы просыпаются очень рано. Шеренга неторопливо надвигающихся на меня садоводов похожа на укротителей неведомого зверя, непрерывно меняющего свои очертания, напоминающие то гигантскую волну, то воронку смерча из десятков тысяч золотых листьев. Этого зверя «спецназовцы» подгоняют к большому грузовику-пылесосу, который постепенно засасывает его целиком.
В Америке опавшую листву убирают и из эстетических соображений, и ради сбережения травяного покрова, который по стоимости иногда превосходит дорогую траву футбольных полей.
Убирают осенние листья и на частных приусадебных участках, и в городских парках, и на газонах улиц и скверов, и на территориях промышленных компаний. Дикие леса, заполненные до краев разнообразным зверьем и птицами, вросшие в жилые кварталы американских городков, парками не считаются и отгораживаются высокими металлическими сетками, чтобы не допустить массовой гибели животных под колесами автомобилей. В таких местах роскошная осенняя листва лежит, как теперь в Москве, нетронутая.
Я заметил, что американцы в эти леса никогда не заходят – благоустроенных парковых зон в Новой Англии хватает всем с избытком. Многие горы и леса Массачусетса и других штатов Восточного побережья США просто закрыты для свободного посещения людей и объявлены национальными природными заповедниками.
Убирать или не убирать листву – вот в чем вопрос! Эти гамлетовские терзания российских экологов не дают спокойно жить и работать московским дворникам. Теперь над бедными таджиками занесен меч в виде 300-тысячного штрафа за «воровство» опавших листьев с московских газонов. В США вопрос этот давно решен, так как во главу угла поставлена не листва, а газонная трава.
Американская газонная трава совсем не такая, как в Москве. Даже под снегом, которого в Бостоне бывает больше, чем в российской столице, она остается зеленой и упругой. А по весне, на месте стаявших сугробов, появляется не грязь и помойка, а нежно-зеленая травка, которая снова готова к стрижке!
Чтобы трава в городе была такая, как на бейсбольном газоне, надо платить за все: за стрижку, за удобрения, за уничтожение сорняков и насекомых-вредителей, за уборку осенних листьев. Сам видел неделю назад, как мокрая неубранная и тяжелая листва на участке соседа, пролежавшая на траве всего-то четыре дня, оставила на газоне некрасивые проплешины.
Сосед не собрал в бумажные мешки листву не из-за собственной лени, а потому, что шли дожди, и еще потому, что эти мешки для листвы в Америке не простые, а волшебные. Листва в таком мешке, пропитанном спецраствором, превращается в компост через три дня. Вместе с мешком. Под дождем чудесный мешок разлагается еще быстрее, поэтому специальным городским службам по вывозу листвы с частных участков приходится иногда туго.
Американские биологи давно доказали, что в местах, где почва уже нарушена вмешательством человека, листву необходимо убирать, но компенсировать это применением удобрений, подвозным грунтом и специальной обработкой газона, которая улучшает структуру почвы. Если деревья и кустарники в городе посажены изначально в искусственную и бедную землю, то никакая листва не восполнит запас микроэлементов. В России, как правило, внесение удобрений в почву бульваров и парков не практикуется. Американцы доказали еще, что именно в опавшей листве развиваются всевозможные возбудители растительных болезней и плодятся насекомые-вредители.
И только в лесу опавшие листья становятся «одеялом» для травы и корней деревьев, которое спасает их от вымерзания. В парках, скверах и на городских газонах американские садоводы применяют зимой цветные декоративные опилки с пропиткой и специальные приспособления для корней деревьев, защищающие их от морозов.
Если к московским газонам применять «лесной» принцип ухода за травой, кустарниками и деревьями, то есть ни за что не платить, то осенняя листва должна обязательно – на радость фотографам – оставаться на земле до полного своего гниения. Тогда, если повезет, в опавшей листве заведутся дождевые червячки, улучшающие структуру почвы, и разные жучки-паучки на прокорм птицам, вернувшимся в город. Разложившаяся осенняя листва станет отличным удобрением для газонов и хорошим «утеплителем» в морозы для корней молодых деревьев. Если снова повезет, то автомобили безаварийно проедут по скользкой листве на дорогах, а улицы и подземные переходы, с забитыми листвой ливневыми стоками, не будут затоплены осенними дождями.