Posted 11 ноября 2014, 13:06

Published 11 ноября 2014, 13:06

Modified 8 марта, 04:11

Updated 8 марта, 04:11

Как использовать ЧВК

11 ноября 2014, 13:06
Страны Запада давно и с успехом используют частные военизированные структуры для решения мирных и боевых задач. Сегодня уже очевидно, что настало время и нашей стране задуматься о необходимости появления подобного правового института, создания нормативной правовой базы, способной регулировать такую, безусловно, важную

Так сложилось, что вопросы военной деятельности в Российской Федерации являются исключительной монополией и прерогативой государства. Однако, во многих странах с каждым годом растет и развивается международный рынок частных военных услуг. Речь не только о необходимости их привлечения для решения боевых задач, но и о социальном аспекте принятия нормативно-правовых актов в данной сфере. Прежде всего, это позволило бы снять проблему трудоустройства бывших офицеров российской армии, оказавшихся без работы после увольнения в запас. В том числе, из-за проведенных Министерством обороны РФ реформ, в результате которых профессиональные военные, посвятившие большую часть своей жизни службе в вооруженных силах, вынуждены искать работу, никак не связанную с их профессией. Отсюда вытекает и более низкий уровень их дохода, а, значит, попытки незаконного обогащения. С другой стороны, многие специалисты, не нашедшие себе применения после увольнения в запас, уезжают за рубеж, где их знания и профессиональные навыки востребованы в тех же частных военных компаниях (далее по тексту будем использовать термин ЧВК), но уже других государств. Таким образом, мы теряем специалистов, теряем деньги, причем, довольно не малые.

Доход от функционирования ЧВК на территории России является еще одним весомым аргументом в вопросе необходимости принятия данного закона. Бюджету страны необходимы новые источники, пополняющие доходную часть, а легальное существование частных структур принесет весьма значительные поступления. Кроме того, сегодня в стране уже существуют частные военные компании, но они вынуждены регистрироваться вне правового поля РФ, а значит, их доходы обходят стороной наше государство.

Не так давно Министерство обороны РФ выступило с инициативой создания в РФ резервных армий, которая стало «первым звоночком» к рассмотрению возможности появления частных военных компаний. Есть ряд интересных направлений, к примеру, специализированные услуги, которые они могли бы принять на себя: боевые операции, стратегическое планирование, сбор информации, оперативную или логистическую поддержку. Поэтому затягивать процесс с принятием закона «О частных военных компаниях в РФ» было бы неправильно. В этой связи представляются весьма любопытным перспективы использования ЧВК, акцентировав внимание на выгодах и преимуществах, которые сможет получить государство и общество в целом от их использования.

Итак, в сферу деятельности ЧВК могут входить:

- вооруженная охрана имущества физических и юридических лиц, обеспечение безопасности мероприятий с массовым скоплением людей, разработка и принятие мер в сфере обеспечения информационной безопасности;

- профессиональная охрана объектов, сопровождение колонн, разведка, военный консалтинг, консультации, гуманитарное разминирование;

- техобслуживание и эксплуатация боевых комплексов;

- содержание под стражей заключенных;

- консультирование и подготовка местных военнослужащих и охранников;

- вооруженная защита и сопровождение гражданских судов от пиратов, проведение аудита безопасности нефтяных и газовых морских платформ, охрана судов, пирсов и платформ в подводном положении и многое другое.

Ну, если с охранными функциями и задачами по сопровождению грузов и безопасности объектов все более-менее понятно, то остается неясным в чем же смысл термина «военная»? Каким образом ЧВК могут оказывать военные услуги, в отрыве от охранно-сопроводительных задач?

Правовой статус частных военных компаний в РФ

В мировой практике давно используются такие структуры, как: частные военные и охранные предприятия, приватизированные военные фирмы, военные котракторы и др. В России частные военные компании, не смотря на отсутствие официальных документов, регламентирующий их статус, уже закрепились на практике. Так, например, в стране действует небольшое количество структур, позиционирующих себя именно, как частные военные компании.

С точки зрения права, положение ЧВК в России можно сравнить с государственно-частным партнерством, когда самого понятия на законодательном уровне еще не существует, а проекты уже имеются. Правда, в отличие от ЧВК, у ГЧП (государственно-частного партнерства) есть перспективы появления закона, который сможет не только зафиксировать этот механизм на федеральном уровне, но и будет способствовать его развитию на всей территории РФ.

К сожалению, пока ни на федеральном, ни тем более на региональном уровне не создано действенных правовых механизмов для определения статуса частных военных компаний и их сотрудников. Часто такое положение порождает ряд проблем, основным из которых является - причисление ЧВК к рядам наемников, что по сути своей не соответствует действительности.

Отличие наёмничества от частной военной компании

В чем отличие сотрудника ЧВК от наёмника? Отсутствие такого понимания порождает двоякую реакцию в обществе. С одной стороны, сотрудник частной компании, погибший при исполнении должностных обязанностей – это не солдат национальной армии, выполняющий приказ командования. С другой стороны – это наёмник, который рискует своей жизнью за те деньги, которые ему платят. Но наёмник – это любое лицо, которое вербуется для участие в конфликте, а ЧВК – это целые предприятия, выполняющие более широкие задачи. Как правило, контракты с ЧВК заключаются на долгосрочной основе, в которых сотрудник выступает как советник, консультант по военным и техническим вопросам. Частные компании официально зарегистрированы, имеют уставы и традиционную бизнес-структуру, зачастую входят в состав транснациональных корпораций, спектр предоставляемых ими услуг не ограничивается только военной областью.

Инициируемый законопроект «О частных военных компаниях в РФ» призван разрушить все домыслы и ложные интерпретации, определить основные признаки, отличающие деятельность ЧВК от наемничества и оказания иных услуг военного характера. И что самое главное – определить правовые основы работы частных военных компаний на территории иностранных государств, в соответствие с международными конвенциями и общепринятыми нормами.

Потребность России в ЧВК и перспективы их использования

Известно, что использование частных военных структур западными странами, в частности США, носит беспрецедентный характер. Количество сотрудников и объем денежных средств, которые тратятся на привлечение ЧВК, огромен. Помимо США и стран Запада, развитием частных компаний занимается еще Китай. Раз это выгодно и нужно другим, то почему это не нужно и не выгодно нам? Итак, какие выгоды получит Россия от ЧВК?

Политико-социальный аспект

Количество конфликтов за последние 10 лет в мире увеличилась в несколько раз. Достаточно посмотреть на сводки новостей за все эти годы. Очень часто регулярная армия не способна оказать достойное сопротивление, стабилизировать процесс или удержать тот или иной режим. Кроме того, прибегая к использованию войск, есть риск негативного отношения к этому в обществе, которое довольно бурно реагирует на потерю каждого солдата. Так было во время войны в Афганистане, так было и во время войны в Чечне.

Привлечение сотрудников ЧВК к военным действиям совместно с регулярными войсками позволит снизить статистику потерь и ранений. Появляется потенциал для проведения операций, требующих дополнительный уровень конфиденциальности. Использование их позволит государству решать внешнеполитические задачи там, избегая при этом нежелательного общественного и международного резонанса.

Новые инструменты для решения широкого спектра задач

Методы и приемы работы ЧВК могут выходить за пределы страны. Так, например, рассматривается возможность найма и обучения сотрудников страны, в которой планируется та или иная операция, для выполнения задач, поставленных руководством компании. Положительный эффект достигается тем, что решается проблема негативного восприятия иностранцев местными жителями. При этом формируется команда местных профессионалов, способных быстро ориентироваться в сложившейся у «себя дома» ситуации. Все это повышает вероятность скорого взятия местными властями ситуации под свой контроль.

Кроме того, сотрудники ЧВК, находясь вне рамок международного права, могут применять свои индивидуальные формы и методы работы без всяких ограничений. Регламентация их деятельности и сфера компетенций определяется контрактом с руководством компании. В определенной мере это снимает ответственность за все морально-правовые издержки с государства-нанимателя и одновременно обеспечивает высокую боевую эффективность ЧВК. Появление такого официального института в России, изменит не только подход к применению военной силы в мирное время, но и саму концепцию внешней политики государства. Наличие такого арсенала решения проблем – явное преимущество в условиях глобальной конкуренции. Присутствие ЧВК в «горячих точках» расширит интересы влияния России, обеспечит ее новыми союзниками, что, в конечном итоге, повысит статус государства в мировом сообществе.

Другой возможностью применения ЧВК может быть продвижение российской техники на международные рынки. В тех странах, которые стали покупателями нашей военной техники, сотрудники ЧВК могут заниматься ее обслуживанием, охраной специалистов, занимающихся модернизацией оборудования, консультированием, подготовкой личного состава стран-партнеров к военным операциям и многим другим.

Экономическая эффективность

Использование ЧВК экономически выгодно при проведении краткосрочных и конфиденциальных военных операций, когда ее ресурсы и возможности используются сугубо по запросу. Государство не тратит финансов на поддержание квалификации и обмундирования солдат в мирное время, имея в своем распоряжении профессионалов высокого уровня. В отличие от регулярных войск, для дислокации которых требуется развертывание мощной военной инфраструктуры, расходы по найму ЧВК значительно ниже, а сдельный характер работы позволяет производить оплату за конкретно выполненные боевые операции.

Особенность применения ЧВК заключается, прежде всего, в том, что государство не обязательно является прямым работодателем самой компании. Они могут существовать отдельно от госзаказа и выполнять задачи частных коммерческих лиц или международных организаций. Частные компании перекладывают большую долю затрат на поддержание военного присутствия в том или ином регионе мира на плечи частных структур и те государства, которые их нанимают. Таким образом, рынок военных услуг может приносить неплохую выгоду бюджету, если будут созданы условия для его создания и функционирования на территории России.

Правовое регулирование частных военных компаний в России пока остается на нулевом уровне, хотя потребность в них огромная. Отсутствие законодательной базы тормозит официальное использование ЧВК. Поэтому в законопроекте предполагается досконально рассмотреть процессы регулирования деятельности компаний в России, определить принципы и критерии отнесения той или иной компании к ЧВК, взаимодействия с государством и государственными органами РФ.

Наш законопроект установит общие принципы координации действий, направленных на развитие и поддержку различных видов частных военных компаний и создание четкой системы надзора, контроля и мониторинга их деятельности со стороны государства. Все это позволит оказывать влияние на выбор методов их работы, не препятствующих и не нарушающих прав человека. Принятие законопроекта обеспечит нормативные, правовые и институциональные условия для долгосрочного, устойчивого развития частных военных компаний, и значительного повышения гибкости силовой функции государства, полностью соблюдая при этом принцип монополии государства на легитимное применение силы в политике и международных отношениях.

Будут также созданы предпосылки для:

- легализации и обеспечения развития деятельности частных военных компаний;

- законодательного определения и закрепления статуса, точных рамок применения и ответственности частных военных компаний во время вооруженных конфликтов;

- дифференциации преступной деятельности наемников и полезной для общества деятельности частных военных компаний, с целью создания глобального регулируемого рынка услуг в области безопасности;

- модернизации и стимулирования отечественного военно-промышленного комплекса;

- укрепления принципа ответственности государства за применение силы и утверждения монополии государства на легитимное использование силы;

- создания национальных механизмов, регулирующих регистрацию и лицензирование этих компаний, для обеспечения беспрепятственного осуществления прав человека при оказании услуг частными военными компаниями;

- оказания государством влияния на методы работы частных военных компаний;

- установления системы надзора и контроля со стороны государства за деятельностью частных военных компаний, в том числе путем введения системы регулирования и лицензирования, позволяющую проводить четкое разграничение между предоставлением военных консультационных услуг и участием в вооруженных конфликтах, а также в любых действиях, которые можно рассматривать как вмешательство в вопросы общественного порядка и безопасности, являющиеся исключительной прерогативой государства;

- создания и обеспечения функционирования механизмов мониторинга деятельности частных военных компаний и случаев злоупотребления или нарушения норм национального и международного права и законодательства в области прав человека;

- введения системы дисциплинарных взысканий, соблюдения требований авторизации каждого контракта, и введения санкций за осуществление деятельности без лицензии или за ее нарушение;

- привлечения и трудоустройства высококвалифицированных военных специалистов, создания системы стандартов в сфере регулирования отбора, подготовки, оснащения и поведения личного состава частных военных компаний;

- создания системы стандартов применения силы и огнестрельного оружия частными военными компаниями;

- повышения налогооблагаемой базы, что будет способствовать развитию национальной экономики.

Для развития частного военного бизнеса в России необходимо срочно принять специальный закона о частных военных компаниях. В основе будущего законопроекта должен быть системно-структурный подход, принцип законности, недопустимости применения силы, запрета наемничества, отказа от чрезмерного применения оружия, защиты суверенитета, уважения и соблюдения прав и свобод человека, ответственности за причиненный вред. При этом, повторюсь, важно сохранить государственный надзор и контроль, с учетом монополии государства на легитимное использование силы и определенных функций, которые относятся к исключительной компетенции руководства страны и не могут быть переданы никому ни при каких обстоятельствах.

Андрей Денисов, политолог

Подпишитесь