Posted 10 ноября 2014, 21:00

Published 10 ноября 2014, 21:00

Modified 8 марта, 04:11

Updated 8 марта, 04:11

«Это наша сцена»

10 ноября 2014, 21:00
В старейшем театральном музее России продолжаются мероприятия, посвященные годовщине его создания. Так, в конце октября состоялось открытие обновленного зала, рассказывающего о театре XVIII века, а также ряда специальных экспозиций, приуроченных к празднованию юбилея. «НИ» поговорили с заместителем директора музея по н

«Нам очень хотелось уйти от архаического взгляда на давно ушедшие времена и каким-то образом сделать даже историческую экспозицию привлекательной и современной, – рассказывает Наталья Катонова. – Все знают, что в музее сохраняются старинные документы, картины, гравюры... Понятно, что это в большей степени интересно специалистам, а хочется, чтобы здесь было интересно всем. Поэтому мы постарались объединить раритеты, относящиеся к истории театра, с современными средствами подачи».

Зал, посвященный истокам русского театра и театру XVIII века, теперь организован по-новому – он разделен на секции, каждая из которых иллюстрирует развитие театра в определенную эпоху. Познакомиться поближе с предметами истории помогут сенсорные панели, содержащие подробную информацию о каждом экспонате. Кроме того, авторы проекта попытались в прямом смысле «оживить» историю – многие экспонаты двигаются и дают представление, как они функционировали в театре своего времени.

Интерактивность, сжатость, иллюстративность – эти принципы, реализованные в обновленном зале, в будущем будут реализованы и во всем музее. Г-жа Катонова утверждает, что обновление одной из комнат – это лишь начало глобальной реэкспозиции постоянных залов. «Не нужно думать, что юбилей – это просто несколько зафиксированных свершений, у нас юбилей – это процесс, процесс обновления и творчества, ничем не скованный», – объясняет она.

Реконструкция ждет и другие строения основного здания музея на улице Бахрушина: каретный сарай станет полифункциональным помещением для выставок и театральных представлений, новое применение также получит и цокольный этаж, в котором будет восстановлена атмосфера, царившая там еще при жизни создателя музея. «У Алексея Александровича Бахрушина все было в таком творческом беспорядке – он не продумывал каждую витрину, каждый, кто приходил, мог брать предметы его коллекции в руки, что-то рассматривать. И как раз в цокольном этаже нам хотелось бы воссоздать этот импровизационный стиль», – говорит заместитель директора музея.

Руководство музея надеется, что в результате будущих изменений и расширения им удастся задействовать большее количество экспонатов из их огромного фонда, который насчитывает более 1,5 млн. предметов. Тем не менее общую легкость и сжатость подачи они планируют сохранить и в дальнейшем: «Безусловно, задача музея – не только хранить, но и показывать, – говорит Наталья Катонова. – Однако посетитель выставки все-таки должен уходить из музея с неким информационным голодом, с разбуженным интересом. Глупо предполагать, что даже самая продуманная и хорошо организованная выставка может быть исчерпывающей. Наша задача – точечными движениями кисти изобразить все разнообразие истории театра. Театр был и таким, и таким, театр – это и документы, и фотографии, и рукописи, и вещи, и время, и отдельные личности».

Пока в задачи музея не входит включение в постоянную экспозицию предметов, относящихся к истории современного театра. «Мы компенсируем это временными выставками, которые как раз обычно связаны с мастерами современной сцены – художниками, сценографами, фотографами. Наверное, представить постоянную экспозицию, посвященную современному театру, достаточно сложно, ведь он постоянно меняется, возникают новые формы, новые имена. Так что логично показывать современный театр в виде самостоятельных проектов – например, сопровождать показ спектаклей отдельными выставками со сценографией, показом костюмов».

Временные выставки, посвященные современному театру, обычно проходят в Лужнецком зале в основном здании. «Музей – это наша сцена, и в этом зале на подмостках в центре внимания обычно оказываются отдельные личности», – поясняет собеседница «НИ». Сейчас в нем проходят две выставки, открытие которых было также приурочено к юбилею музея – «Фотографируя Шекспира: 150 лет сценической фотосъемки» и «За кулисами: актеры на фотографиях Саймона Аннанда».

Эти экспозиции знакомят зрителей с творчеством популярных зарубежных фотографов – Марка Бреннера, Джона Хейнеса, Саймона Кейна, Элли Куртц и Саймона Аннанда, а также позволяют сравнить, чем отличаются современные постановки Шекспира от тех, что шли в середине XIX века. Исторические снимки на выставке «Фотографируя Шекспира: 150 лет сценической фотосъемки» представлены рядом с кадрами из современных спектаклей из 37 стран – от Шекспира в стиле хип-хоп и Шекспира на редких африканских наречиях до Шекспира в постановке Театра Вахтангова и современного «Глобуса». Современным мастерам сцены посвящена и выставка «За кулисами: актеры на фотографиях Саймона Аннанда». Здесь на снимках запечатлены последние мгновения перед тем, как актеры выйдут из-за кулис – в объективе фотографа оказались такие знаменитости, как Джеймс Макэвой, Бен Уишоу, Бен Кингсли, Рэйф Файнс.

По словам Натальи Катоновой, ближайшие планы на юбилейный сезон связаны как раз с временными экспозициями – выставки, посвященные Шекспиру, посетители смогут увидеть до 15 января 2015 года, а дальше зрителей ждут новые проекты, связанные с историей еврейского театра и с театром русского авангарда из коллекции князя Лобанова-Ростовского.

Подпишитесь