Posted 27 октября 2014, 21:00
Published 27 октября 2014, 21:00
Modified 8 марта, 04:16
Updated 8 марта, 04:16
В 2013 году общий объем продаж компаний – участниц АПП суммарно составил 141,5 млрд. рублей, увеличившись на 3% от показателя 2012 года. Причем большую часть этого рынка, в разные годы от 60% до 80%, занимает торговля косметическими средствами. Но, как отметила президент АПП Тамара Шокарева, по итогам 2014 года они не ожидают роста российского рынка прямых продаж, и даже традиционно прибыльный за счет предновогодних покупок четвертый квартал, на который приходится до трети всей годовой прибыли фирм, не исправит положение.
Тамара Шокарева отметила, что, хотя люди и стали покупать меньше, ассортимент товаров, несмотря на санкции, не сократился. «Обычные граждане все чаще задумываются о целесообразности совершения той или иной покупки. В результате спрос на большинство товаров и услуг сокращается, люди переносят на более поздний срок совершение крупных расходов, а также более грамотно подходят к распределению заработанных средств», – сказала «НИ» первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова.
Хотя падение продаж – вовсе не обязательная ситуация для кризисного года, отмечают игроки рынка. Так, в кризисный 2009 год, по данным АПП, объем продаж вырос на 12%, а количество дистрибьюторов – на 13%. А вот после кризиса сектор рос уже не более чем на 3% в год. Эксперты объясняют такие данные наплывом людей, которые в кризисных условиях потеряли работу или искали дополнительный заработок. Но, с другой стороны, высвобождение рабочей силы с момента начала кризиса занимает определенное время, и тенденция к переходу на неполный рабочий день и рабочую неделю или выход в вынужденные отпуска стала намечаться только во втором-третьем квартале этого года. А потому процессы текущего года могут оказать влияние только в первом квартале следующего, 2015 года.
Как отмечала в своем докладе завкафедрой стратегического маркетинга Высшей школы экономики Ольга Третьяк наибольшую заинтересованность в прямых продажах выражают две возрастные группы – молодежь (в возрасте до 30 лет) и пожилые люди (от 56 лет). За последние три года количество респондентов первой группы выросло с 15% до 24%, а занятость второй группы с 2003 года выросла с 7% до 21%.
Понятно, что российские потребители, в первую очередь женщины, не откажутся от привычных покупок косметики, но при относительно равном соотношении цены и качества будут делать выбор в пользу более дешевых товаров. По мнению экспертов, единственный более-менее устойчивый сегмент прямых продаж представляют лекарственные средства.
«Однако сейчас многие участники всеми силами пытаются минимизировать снижение прибыли, – отметила Тамара Касьянова. – Для этого производители и дистрибьюторы пытаются снизить собственные издержки, чтобы стоимость конечной продукции если и росла, то очень незначительно. Ведь компании ориентированы на получение прибыли не за счет увеличения цены товара или услуги, а за счет роста покупательской активности». Поэтому, делает вывод эксперт, можно ожидать, что наименее конкурентоспособные участники рынка будут вынуждены прекратить свое существование по причине существенного снижения прибыли.