Posted 26 октября 2014, 21:00
Published 26 октября 2014, 21:00
Modified 8 марта, 04:17
Updated 8 марта, 04:17
Одобренный законопроект предусматривает введение налогообложения в отношении контролируемых иностранных компаний, если они не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, которые эти компании контролируют. Для того чтобы предложенная норма вообще могла начать действовать, в проекте также раскрываются понятия «контролируемой организации» и «контролирующего лица». В первом случае речь идет о компаниях, которые не являются налоговыми резидентами РФ и созданы в соответствии с законодательством иностранного государства. А «контролирующим лицом» в свою очередь будет считаться российское физическое или юридическое лицо в двух случаях: если доля его участия в организации либо превысит 25%, либо окажется не меньше 10%, при том что доля всех участников, признаваемых налоговыми резидентами России, в этой компании будет составлять 50%.
Как отмечал ранее министр финансов Антон Силуанов, отечественные предприниматели часто пользуются тем, что во избежание двойного налогообложения Россия со многими странами заключила соглашения о льготных режимах. Однако директор Института стратегических исследований ФБК Игорь Николаев считает, что вектор на деофшоризацию стратегически верен, но применен несвоевременно, так как ведет к увеличению налоговой нагрузки, которая и без того высока. «Заниматься деофшоризацией надо было, когда экономика росла на 6–8%», – сказал он в беседе с «НИ».
А вот доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии РАНХиГС Эмиль Мартиросян отметил крайнюю актуальность этого законопроекта. «Но здесь еще нужно дополнительно проработать два момента, без которых закон не будет действовать, – считает эксперт. – Необходима законодательно обеспеченная защита прав интеллектуальной собственности, так как физические активы бизнес будет постепенно возвращать, а вот нематериальные возвращаться будут неохотно. И, кроме того, должна быть обеспечена прозрачность распределения налогов в инфраструктурные проекты, чтобы бизнес понимал, куда идут его деньги».
Напомним, что тема деофшоризации российской экономики и возвращения утекающих за рубеж капиталов в отечественную налоговую юрисдикцию обсуждается достаточно давно. Еще в 2013 году, выступая перед Федеральным собранием, президент РФ Владимир Путин поручил разработать меры по возврату капиталов из офшоров. А этим летом на форуме «Интернет-предпринимательство в России» он подчеркнул, что это не только российская проблема, но и общемировая.
Из России тем временем в офшоры утекают внушительные средства. По экспертным оценкам, сегодня более 40% внешнеторгового оборота страны осуществляется с привлечением офшорных компаний. А за последние два десятилетия из России было выведено, по разным данным, от 800 млрд. до 1 трлн. долларов, и ежегодные потери бюджетов на всех уровнях оцениваются в десятки млрд. рублей. К примеру, по подсчетам Минфина, в офшоры на Кипре и в Нидерландах с территории России утекало ежегодно примерно 50 млрд. долларов, примерно половина из которых принадлежат российским налоговым резидентам. «И мы могли бы получать 30 млрд. рублей дополнительных доходов в бюджет», – считает глава финансового ведомства Силуанов.
А Эмиль Мартиросян говорит, что пока сложно оценить объемы возможного возвращения капиталов, но экономика может рассчитывать на 20–30% от 50–100 млрд. долларов, «убегающих» за рубеж ежегодно, в случае успешной реализации мер, прописанных в новом законопроекте.
Любопытно, что помимо ужесточения налоговых мер, во властных коридорах рассматривался вариант с офшорной амнистией. За основу мог быть взят проект закона депутата Госдумы Михаила Сердюкова, который подразумевал на весь 2015 год введение особых льготных условий для граждан, возвращающих свои средства с зарубежных счетов. В том числе и освобождение их от ответственности за совершение отдельных дисциплинарных проступков, административных правонарушений и преступлений. Однако в настоящий момент эта инициатива не рассматривается.