Posted 14 октября 2014, 20:00

Published 14 октября 2014, 20:00

Modified 8 марта, 04:23

Updated 8 марта, 04:23

Между луной и солнцем

14 октября 2014, 20:00
То, что между профессиями фокусника и кинопостановщика много общего, первым понял Жорж Мельес, который через год после первого в мире киносеанса начал снимать трюковые фильмы. В дальнейшем режиссеры поделились на иллюзионистов и разоблачителей иллюзий. К какому классу принадлежит Вуди Аллен, можно узнать, посмотрев кар

Демонстрировать внезапную дематериализацию, возникновение материи из ничего, левитацию, вызывание духов и колдовство оказалось гораздо проще на двухмерном экране, чем в трехмерном пространстве. Естественно, что иллюзионисты, ворожеи, мистики, экстрасенсы и прочие профессионалы стали частыми гостями в кино, а кинематограф оказался средством как рекламы чудес, так и их разоблачения, причем режиссеры с равным успехом занимались тем и другим. Не счесть фильмов, которые стремятся хоть на полтора часа уверить зрителей в существовании иного мира и особых людей, способных пользоваться его таинственными силами, не счесть фантастических картин, показывающих нам всевозможные вселенные, и достаточно (хотя заметно меньше) лент, где те, кто представляются медиумами и провидцами, на поверку оказываются более или менее ловкими мошенниками, которых хватают за руку детективы или выводят на чистую воду ученые – равно, как и тех лент, в которых посрамленные ученые вынуждены признать, что есть на свете вещи, которые неведомы науке и неподвластны научному исследованию.

Если иметь все это в виду, то главный вопрос, возникающий в начале нового фильма Вуди Аллена (где к прославленному иллюзионисту Стэнли в исполнении Колина Ферта приезжает его менее известный друг и собрат по профессии с просьбой разоблачить ясновидящую, которую он сам разоблачить не в состоянии), заключается в том, на чьей стороне окажется постановщик и каким образом он будет вести игру со зрителями. С одной стороны, репутация Аллена как скептика известна всем, с другой – она лучше всего известна ему самому, из-за чего он может поддаться желанию подурачить публику и вместо разоблачительного сеанса устроить нечто вроде того представления, которое устроил Воланд в «Мастере и Маргарите». С третьей стороны, поскольку мэтр обычно снимает романтические комедии, а романтическими героями в данном случае могут быть только иллюзионист и предполагаемая мошенница, то в финале они должны слиться в поцелуе, а это ставит перед нами еще одну загадку – каким же образом Аллен примирит две им же заданные противоположности?

Эта интеллектуальная интрига погружается в пространство викторианской драмы, которую вполне мог бы сочинить Оскар Уайльд с некоторой помощью Артура Конан Дойла, и нет никакого сомнения, что Аллен не то советовался с их духами, не то вспоминал обоих перед тем, как приступить к работе над «Магией лунного света». Об этом наглядно свидетельствуют иронические диалоги, быстрота действия, а также роскошные интерьеры и их обитатели, в первую очередь проницательная тетушка прославленного фокусника (Эйлин Аткинс) и восторженно-наивная вдова (Джеки Вевер) человека, дух которого вызывает молодая прорицательница Софи (Эмма Стоун). Вдова с замирающим сердцем задает покойному мужу вопросы, достойные ревнивой жены, и выслушивает заверительные ответы в виде стуков. Тетушка дает племяннику советы, достойные графа Честерфилда, а ясновидица наподобие бабы Ванги рассказывает недоверчивому Стэнли (напоминающему сразу Гарри Гудини и физика Роберта Вуда, любителя разоблачать духовидцев) и зрителям, где он был в августе прошлого года и как звали любимую собачку его покойной бабушки.

Само собой разумеется, что Аллен не настолько прост, чтобы позволить магу разоблачить аферистку с первой попытки, но когда иллюзионист не может этого сделать ни со второй, ни даже с третьей, волей-неволей начинаешь волноваться и подозревать, что режиссеру изменил скепсис, а необыкновенная девушка в самом деле контактирует с миром духов и считывает информацию из космоса – тем более что сам Стэнли выглядит пораженным и сбитым с толку. Более того, он сдается и проводит пресс-конференцию, на которой признает свое поражение и непревзойденный дар Софи. В душе зрителя наступает последняя фаза борьбы между желанием поверить в необыкновенный талант заклинательницы и желанием найти зацепку, которая поможет понять, в чем секрет ее проницательности. Разумеется, в конце фильма все и так прояснится, но возможность ступить в соревнование с автором и предсказать этот финал раньше, чем наступит развязка, придает просмотру дополнительное удовольствие. Тем более что Аллен, остро чувствующий бег времени, жмет на акселератор своей кинематографической машины с силой, позволяющей рассмотреть персонажей и сообразить, в ком из них таится разгадка. Правда, Конан Дойла для этого мало, а вот Агата Кристи может натолкнуть на правильную мысль.

Подпишитесь