Разносторонне представить всю биографию поэта и отношение к его творчеству последующих поколений – замысел почти невыполнимый. Однако участники этой выставки, пользуясь современными мультимедийными средствами, смогли его осуществить и сделали все, чтобы дать возможность по-новому прочитать Лермонтова посетителю музея XXI века.
В первом зале наряду со сменяющими друг друга на мониторе видами Москвы, где родился поэт и частично провел свое отрочество и юность, можно увидеть сделанную Лермонтовым в пятнадцатилетнем возрасте копию с гравюры Гвидо Рени «Младенец, тянущийся к матери», написанный в доме Лопухина на углу Поварской. Нажимая на соответствующие стрелки и кнопки, зрители могут ознакомиться с находящимся в витрине «альбомом уездной барышни» (Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой) и убедиться в том, насколько сильна была в родителях поэта вера в силу взаимного чувства.
Отдельный зал отдан музеем Пушкина под экспозицию, освещающую историю создания стихотворения «Смерть поэта», где особенно волнующе звучит аудиозапись спектакля, сделанная Детским центром музея. Среди печально-взволнованных, иронично-недоумевающих реплик современников совсем иначе воспринимается голос еще совсем юного Лермонтова, для которого гибель Пушкина стала нарушением всех божеских и человеческих законов.
Напротив оригинальных и просто относящихся к лермонтовскому времени списков стихотворения «Смерть поэта» – прижизненные портреты литераторов, свидетелей того трагического события. Там же, несколько в стороне, портрет Лермонтова кисти его учителя рисования Петра Заболотского, выполненный по заказу бабушки в 1837 году. На портрете поэт выглядит юным и непосредственным. По свидетельству сына художника, Лермонтов подарил ему до двадцати своих рисунков, изображающих Кавказ.
Сам же зал, посвященный пребыванию Лермонтова в этом краю (всегда бывшем для поэта источником вдохновения), усиливает ощущение многомерности экспозиции. Здесь посетители опять-таки благодаря мультимедийной установке могут познакомиться с записной книжкой поэта-декабриста Александра Одоевского, для которого во время ссылки становилась событием каждая встреча с Лермонтовым, служившим на Кавказе.
На мониторе перед нами предстают черновики поэта. Прижизненные издания стихотворений и «Героя нашего времени» сменяются ранее не выставлявшимися документами, содержащими судебные доклады по Делам расследования обстоятельств дуэлей поручика Лермонтова с де Барантом и Мартыновым. Здесь же, среди предметов быта и оружия, сверкают два булатных кинжала в ножнах – символ стремления Лермонтова стать «человеком Востока».
Рядом с лермонтовскими пейзажами и батальными сценами можно увидеть уникальные мемориальные вещи: чувяки, в которых Лермонтов ходил на Кавказе, серебряную ложечку, по легенде подаренную Лермонтову в 1840 году его однокашником в память об учебе в Школе гвардейских подпрапорщиков, и привезенную из Тархан дорожную шкатулку поэта.
На выставке представлены изображения лермонтовских усадеб художниками Яковом Голубевым и Меером Гохштейном. Здесь же – полуфантастические иллюстрации Сергея Судейкина и Владимиром Вейсберга к поэмам, эксцентричные комедийные зарисовки к изданию «Тамбовской казначейши» 1913 года «мирискусника» Мстислава Добужинского, подсвеченные акварелью экспрессивные работы к «Маскараду» Николая Кузьмина, иллюстрации Татьяны Мавриной к стихотворению «1-е января».
Довершает впечатление раздел, посвященный сценическим версиями и фильмам, снятым по сюжетам произведений Лермонтова и страницам его биографии. Среди привлекающих внимание восточным колоритом и старинным антуражем афиш – плакат к фильму Сергея Параджанова по одноименной поэме-сказке Лермонтова «Ашик-Кериб».
Совмещение работ художников различных поколений не нарушает целостности восприятия экспозиции в залах, сосредоточенных вокруг отдельных произведений поэта. Так, наряду с бессмертными творениями Врубеля к поэме «Демон», костюмом Шаляпина к постановке Артура Рубинштейна 1904 года в одном и том же пространстве помещены и масштабные иллюстрации к поэме Федора Константинова, и монитор с яркими кадрами из премьерной постановки «Демона» в Московском драматическом театре имени Ермоловой. На экспозиции, относящейся к «Маскараду», мы не только видим фотографию Тамары Черновой в роли Нины в знаменитой постановке Завадского в 1952 году в театре Моссовета, но и слышим аудиозапись самого спектакля с завораживающим голосом Николая Мордвинова.