Акция собрала многократно больше заявленных трехсот участников – к трем часам дня в субботу в сквере у памятника Суворову собралось не менее полутора – двух тысяч человек. Вокруг сквера не было ни оцепления, ни ОМОНа, ни автозаков – к «усиленным мерам безопасности» можно было отнести разве что единственную рамку металлоискателя с двумя полицейскими. Никаких особых мер и не требовалось – пришедшие явно были настроены на мирный и интеллигентный протест, а бунтарский пыл участников митинга ощутил на себе разве что газон, на который они, вопреки просьбам ведущих, периодически заходили.
Примерно четверть собравшихся составляли школьники: старшеклассники держали таблички и плакаты в защиту своих школ, раздавали листовки и значки. Те, кто помладше, с любопытством разглядывали протестную атрибутику и крепко держали за руки родителей, пытаясь не потерять их в толпе. Над собравшимися возвышались флаги профсоюзов «Учитель», «Университетская солидарность», «Конфедерации труда России», многочисленные самодельные плакаты с громоздкими надписями вроде: «Нужна система, в которой каждому ребенку будет обеспечено качество образования и индивидуальный подход». Но были и более лаконичные лозунги: «Сэкономишь на школах – разоришься на тюрьмах», «Спасибо за риформу абразавания», «Не сливайте нас!» – с последним лозунгом на плакате соседствовало изображение золотого унитаза.
Акцию начал сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Его выступление, как и все последующие, сопровождал сурдоперевод. По его словам, за четыре года, в течение которых в столице проводились образовательные реформы, две с лишним тысячи столичных школ были объединены в 700 школьных «комбинатов», перешли на новую систему финансирования и оплаты труда. «Под лозунгом равенства, которое понимается, к сожалению, как одинаковость, часть школ для детей с особыми образовательными потребностями уже приведены к общему знаменателю. Сейчас последний этап этой реформы», – говорил г-н Луховицкий, который также преподает русский язык и право в московской школе «Интеллектуал». Этому интернату для детей с повышенными образовательными потребностями с осени сократили финансирование почти в пять раз – с 300 до 63 тысяч рублей на ученика в год. Единственный способ выжить на выделенные деньги, который предложили «Интеллектуалу», – слияние с соседней гимназией № 1588. Приказ об этом в сентябре подписал глава столичного департамента образования Исаак Калина.
Объединение, по мнению педагогов, нанесет школе большой урон. «Я не могу согласиться с мыслью, что мы должны отказаться от того, что было нами создано. Что мы должны закрыть кружки, прекратить вести спецкурсы, прекратить ездить в экспедиции. Какими бы соображениями справедливости это ни объяснялось», – сказал учитель истории Александр Кондрашов.
«Интеллектуал» – далеко не единственная особая школа, администрацию которой вынуждают пойти на объединение. «Мы в беде. Мы вышли сюда, чтобы просто прокричать SOS. Нашу школу уничтожают», – заявил родитель ученика Курчатовской школы № 1189 Олег Митасов. Школа сейчас переживает слияние со школьным «холдингом» № 2077, уже вобравшим в себя целый ряд образовательных учреждений, в числе которых – коррекционные, для детей с особенностями развития и девиантным поведением. «Я вижу, как на наших глазах государство вершит свою образовательную политику. Она в том, что нам не нужны особенные дети – у нас есть стандарт», – добавил Олег Митасов.
Учитель химии Курчатовской школы Александр Новичков напомнил, что год назад на той же Суворовской площади проходил митинг в защиту РАН, – но отстоять ее так и не удалось. «Мы видим наступление в огромном количестве сфер – это и образование, и наука, и здравоохранение. У меня родилась идея, что сливают школы не для того, чтобы сократить финансирование, а чтобы просто отчитаться о деятельности. Потом будут школы, наверное, разъединять», – сказал педагог.
Под реформу столичного образования попали и другие школы для детей с особыми потребностями – например, интернат № 30 имени Микаэльяна для слабослышащих детей. Председатель родительского комитета Виктория Ермакова рассказала, что с наступившего года школе вдвое сократили финансирование – с 402 до 225 тысяч рублей на ученика, при этом бюджет на оплату, например, коммунальных услуг – в десять раз меньше, чем реальная их стоимость. В ответ на претензии педагогам ответили, что школа должна обеспечивать себя сама, зарабатывая 1,5–2 млн. рублей в месяц на покрытие всех своих нужд.
Глава родительского комитета школы для детей с девиантным поведением № 1 Полина Платонова рассказала, что процесс повального слияния школ привел к ликвидации девяти из десяти подобных заведений. Детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) и расстройствами аутического спектра перемещали в массовые школы в рамках инклюзии, что ни к чему хорошему не приводило. «Десятую школу в Северо-Восточном округе быстро закрыли в течение лета с нарушением всех процедур. Дети болтаются по улице, на двоих заведены уголовные дела», – привела пример г-жа Платонова. «Вообще-то инклюзивное образование – это хорошая штука. Но в Москве этот лозунг исполняют буквально. Просто грубо сливают всех вместе. Я всю жизнь выступаю за инклюзивное образование, но я в ужасе сейчас от того, что получается», – заявила правозащитник и экономист Ирина Ясина.