Интерес к полярным территориям сформировался еще в позапрошлом столетии. Но до недавнего времени он оставался больше научным, в силу тяжелых для хозяйственного освоения природных условий и недостаточного развития технологий. В настоящий же момент арктический регион рассматривается в качестве неиспользованного резерва нефтегазовой области, который необходим для реализации Энергетической стратегии РФ до 2030 года. Речь идет о крупнейших месторождениях, расположенных в западной части российской Арктики – Штокмановском, Русановском и Ленинградском. Напомним, что 21 апреля 2014 года постановлением правительства была утверждена и подписана государственная программа «Социально-экономическое развитие арктической зоны Российской Федерации до 2020 года», а в мае текущего года президент подписал указ об определении границ арктической зоны.
Президент «Меркурий-клуба» академик РАН Евгений Примаков обозначил ряд ключевых направлений развития северного региона, важных для обеспечения национальных интересов страны. По его мнению, прежде всего необходимо оформить внешнюю границу континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане. В настоящий момент наша страна прорабатывает новую заявку в комиссию ООН по морскому праву с целью признания части арктического шельфа территорией Российской Федерации с приоритетными правами на нее. В частности, интерес для России представляют подводные хребты Ломоносова, Менделеева и Гаккеля. С аналогичными заявками также выступают США, Норвегия, Дания и Канада.
У России неплохие шансы добиться в этом споре своего: во всяком случае, с марта этого года по решению ООН внутренняя территория Охотского моря была признана полностью российской, что, по мнению экспертов, предоставляет широкие возможности не только для увеличения объемов рыболовного промысла, но и для добычи газа и нефти.
Как отметил специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров, в настоящий момент в этой сфере ведется активная работа по наращиванию научного потенциала, которого не хватало при подготовке более ранних, отклоненных российских заявок. Он также заявил, что Россия поторопилась с ратификацией в 1994 году Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, которая отменяет секторальное деление Арктики. Напомним, что в соответствии с этой конвенцией территориальная юрисдикция государства распространяется лишь на шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной.
Также России в ходе освоения арктического региона важно добиться полноценного возрождения Северного морского пути. И Евгений Примаков отметил, что в этом направлении «предстоит сделать гораздо больше того, что достигнуто». Генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша напомнил об исторической важности и экономической выгоде Северного морского пути: в годы Великой Отечественной войны по нему перевозилось порядка 20% оружия по программе лендлиза. А эксперты отметили, что за последние годы судоходный период здесь увеличился с двух до трех с половиной месяцев, что открывает значительные экономические перспективы. Первый заместитель генерального директора «Совкомфлота» Евгений Амбросов рассказал, что по Северному морскому пути уже вполне успешно было перевезено несколько партий нефти. И в настоящий момент разрабатываются другие проекты эксплуатации данного направления.
Для экспертов очевидно, что главной целью работы в Арктике является разработка ресурсной – газовой и нефтяной – базы. Совсем недавно в Карском море было открыто новое месторождение легкой нефти, получившее название «Победа». Однако, как отметил Евгений Примаков, в текущих условиях международных санкций расширение разведывательных работ и промышленную разработку придется осуществлять практически без привлечения зарубежных компаний, располагающих современным оборудованием и технологиями.
По мнению большинства экспертов, утвержденная правительством госпрограмма развития арктического региона до 2020 года, хотя и является безусловным скачком в будущее, финансово пока ничем не обеспечена. Об этом упомянул заместитель председателя Внешэкономбанка Андрей Клепач. Ее финансирование должно начаться только с 2017 года, и в настоящий момент существуют лишь отдельные финансовые решения по Северному морскому пути, но все еще нет комплексного плана по развитию региона. Между тем президент санкт-петербургской Арктической общественной академии наук Валерий Митько заявил, что «битву за Арктику выиграет тот, кто обеспечит в ней лучший уровень жизни». А для этого, по его мнению, необходимо создание особой организации для управления регионом и банка развития Арктики для привлечения инвестиций.