Posted 9 октября 2014, 20:00

Published 9 октября 2014, 20:00

Modified 8 марта, 02:05

Updated 8 марта, 02:05

Уроки русского

9 октября 2014, 20:00
Семилетнюю сирийскую беженку Мохамад Ахъя Дуаа, проживающую вместе с матерью в Москве, не принимают в школу. Хотя мать и дочь получили временное убежище и находятся в России на законных основаниях, а девочка прекрасно говорит по-русски, в школе ссылаются на документ столичного департамент образования, согласно которому

Мать девочки Нассер Кавтхар приехала в Москву в гости к родственникам год назад, но вернуться на родину не смогла: гражданская война дошла до ее населенного пункта. Женщина обратилась в миграционную службу РФ, и ей с дочерью в мае этого года предоставили временное убежище в нашей стране. В январе Мохамад Ахъя Дуаа, которая отлично говорит по-русски и представляется Дашей, исполнилось 7 лет.

«Моя дочь говорит на русском, ее с четырех лет учили наши родственники. Со мной она иногда разговаривает по-русски. Вчера она сказала: «Мама, мы столько ходим туда-сюда, сюда-туда. Я устала, я хочу в школу», – рассказала Нассер комитету «Гражданское содействие». По ее словам, вместо того чтобы просто принять ребенка в школу, их отправляют с одного адреса на другой, «и все без толку».

Женщина побывала в школе № 1374, в Окружной службе информационной поддержки (ОСИП) и управлении образования СВАО, где ей говорили одно и то же: чтобы ребенка взяли на учебу, Нассер должна предъявить либо регистрацию в Москве, либо разрешение на временное пребывание, либо вид на жительство. Зарегистрироваться в съемной квартире Нассер не может – хозяин против. Отец и братья девочки – россияне, но они не живут в Москве, поэтому их документы никак не помогут ребенку попасть в школу.

В школе № 1374, куда сначала пришла Нассер, принять ребенка в первый класс могут только в том случае, если его данные внесены в электронную систему документооборота. Это можно сделать двумя путями: самостоятельно, через портал госуслуг, или обратившись в операционный центр ОСИП с необходимыми документами. «Мы принимаем детей в первый класс по электронной системе АИС, это напрямую связано с попаданием ребенка в базу данных финансирования образовательного учреждения и другие списки. Мы не можем принять ребенка, если его нет в системе», – пояснила комитету директор школы Галина Рябинская.

Ранее директор обращалась к экспертам электронной системы «Образование», где получила, со ссылкой на приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 года, список необходимых для зачисления в школу документов. Там значились в том числе «отрывная часть бланка о прибытии иностранного гражданина в место пребывания либо отрывная часть заявления иностранного гражданина о регистрации по месту жительства».

В комитете «Гражданское содействие» подчеркивают, что в приказе информации о подобных ограничениях нет, а только говорится, что иностранцу достаточно предъявить документы, подтверждающие его законное нахождение на территории России и связь с ребенком, поступающим в школу. В случае Нассер – свидетельство о предоставлении временного убежища и свидетельство о рождении ребенка.

Однако в управлении образования заявили, что сейчас прием в школу регламентируется временными правилами департамента образования, утвержденными 14 октября 2013 года, согласно которым необходимо предоставить информацию о регистрации.

Это требование незаконно, считает зампредседателя комитета «Гражданское содействие» Елена Буртина. По ее словам, первые попытки принять такие ограничения начались в 1995 году, после похода отряда Шамиля Басаева на Буденновск. В 1999 году вышло постановление правительств Москвы и Московской области об утверждении правил регистрации: в школы и детсады принимали только детей, родители которых были зарегистрированы в Москве и Подмосковье. С подачи Генпрокуратуры, в которую обратился комитет, 25 декабря 2000 года этот пункт был признан незаконным. В мае 2001 года Верховный Суд подтвердил решение Мосгорсуда, и 5 февраля 2002 года в правила внесли изменения.

В 2012 году вступил в силу приказ Минобрнауки «Об утверждении порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения», согласно которому вместе с заявлением о приеме ребенка в школу родители обязаны предоставить свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства на закрепленной за школой территории. Позже Минобрнауки уточнило, что отсутствие регистрации не может служить основанием для ограничения права детей на образование.

«Конституция, федеральный закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка – все эти документы гарантируют право на получение начального и среднего образования каждому ребенку, без ограничения по какому-либо признаку, а значит, и по признаку регистрации. Так что никаких законных оснований для того, чтобы лишать Дуаа возможности учиться в школе, нет», – поясняет г-жа Буртина.

«Во всех окраинных школах половина учащихся – дети мигрантов. Здесь вопрос закона «Об образовании» никак не стоит, это чисто административная проблема, которую никак не могут решить чиновники департамента. Взять и отказать в таких случаях – гораздо проще», – говорит «НИ» эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. С другой стороны, он отмечает, что десятки детей беженцев приехали с Украины, и их без проблем распредели по школам: «Я не понимаю, как сирийская беженка оказалась в стороне».

«Существуют очевидные жесткие международные конвенции, и какие-то постановления, принятые в прошлом году, не могут воспрепятствовать исполнению международных документов», – отметила в беседе с «НИ» председатель исполкома Международного общественного движения содействия мигрантам и их объединениям Лидия Графова.

Комитет «Гражданское содействие» уже обратился в департамент образования Москвы в связи с историей сирийской беженки. Если это не поможет, правозащитники намерены жаловаться в министерство, прокуратуру и суд.

Подпишитесь