Ватерлоо для Наполеонов

3 октября 2014, 00:00
18 июня 2015 года будет отмечаться 200-летие последней битвы Наполеона – сражения около бельгийской деревни Ватерлоо, расположенной в 20 километрах от Брюсселя. Сказать, что юбилей будет отмечать все человечество, конечно, преувеличение, но в жизни Старого Света это, конечно же, знаковое событие.

Клубы поклонников истории в разных странах готовятся отмечать двухсотлетний юбилей сражения при Ватерлоо. Реконструкторы батальных сцен из пары десятков государств соберутся менее чем через год на огромном поле у знаменитой деревушки, расположенной южнее Брюсселя.

Подготовка к празднованию юбилея идет полным ходом. Гвоздем праздничной программы, конечно, будет воссоздание самого сражения. В этом масштабном действе примут участие 5 тыс. человек, одетых в военную форму армий, участвовавших в битве. Кроме того, в инсценировке сражения будут задействованы 300 лошадей и около сотни старинных пушек. «Это будет крупнейшее событие в Европе, связанное с Наполеоном и наполеоновскими войнами, – заявил на недавней пресс-конференции директор организационного комитета Этьен Клод. – Оно потрясет воображение зрителей».

Все ясно уже сейчас, кроме одного немаловажного вопроса: кто будет играть Наполеона? Претендентов на главную роль в историческом «спектакле» двое: 46-летний адвокат из Парижа Франк Самсон и 44-летний американец с Лонг-Айленда по имени Марк Шнайдер. Оба неоднократно исполняли роли французского императора в многочисленных исторических инсценировках, и оба уверены в победе и сейчас.

«Играть Наполеона должен француз! – уверен Франк Самсон. – Это нормально, справедливо и логично. Остальные кандидатуры просто бессмысленны».

Увлечение Наполеоном Франка разделяет и его семья. Старший сын, к примеру, тоже будет участвовать в следующем году в инсценировке сражения в качестве солдата французской армии. Нашлась роль и для младшего сына. Он станет пажом императора Франции.

Жена Самсона не раз играла Жозефину, супругу Наполеона. В инсценировке Ватерлоо она, однако, участвовать не будет, потому что Жозефины летом 1815 года уже не было в живых. Она скончалась за год до последней битвы своего бывшего супруга.

Франк Самсон уверен, что роль императора Франции достанется ему. После Ватерлоо он собирается «отречься» от престола, потому что считает, что десять лет работы Наполеоном вполне достаточно и что ему пора на покой.

Однако организаторы юбилея заявляют, что кандидатура на главную роль праздника еще не утверждена. Решение будет принято в этом году. Сейчас же, утверждает Этьен Клод, подать заявку в оргкомитет, которая будет обязательно рассмотрена, может любой желающий.

А претендентов на корону Наполеона может быть много. Но серьезный кандидат на эту роль, кроме Самсона, действительно один – Марк Шнайдер (на фото). Он в этом деле, кстати, профессионал. Шнайдер играет исторические личности в музее. «Я всю жизнь готовился к этой роли, – рассказал он корреспонденту парижского издания Le Figaro. – Я много лет тщательно изучал осанку Наполеона, манеру держаться и двигаться, сидеть на лошади. Я перечитал сотни книг об этом удивительном человеке…»

У каждого из главных претендентов есть свои сторонники, есть свои плюсы и минусы. Поклонники Шнайдера уверены, что играть Наполеона на двухсотлетнем праздновании сражения при Ватерлоо должен американец, потому что он поразительно похож на французского императора – такого же роста, имеет такой же орлиный нос и отлично ездит верхом. С поразительным внешним сходством, кстати, соглашается даже Франк Самсон.

Шнайдер не только внешне очень похож на императора Франции и уже много раз изображал Наполеона, но даже является его ровесником, если забыть о двухсотлетней разнице. Марк и Наполеон родились в 1969 и 1769 годах соответственно. Самой большой своей ролью сам Шнайдер считает празднование в 2006 году 200-летия битвы при Йене, когда он проехал в мундире начала XIX века и гриме Наполеона через Бранденбургские ворота в Берлине.

Однако французский претендент подчеркивает, что конкурент из Америки удивительно похож на Наполеона, но не в конце жизни, а в начале политической и военной карьеры или в середине, то есть задолго до Ватерлоо, когда он еще был худощав и язвителен. К 1815 году император Франции стал тучным человеком, таким же, каким является он, Франк Самсон. Кроме того, Шнайдер даже говорит по-французски с английским акцентом, напоминает Самсон. Так что, считает он, роль императора тем более должна достаться соотечественнику Наполеона.

Еще один момент, который тоже нельзя сбрасывать со счета, политический. Французы, причем не только простые, но и на самом высоком уровне, разделяют мнение Франка Самсона, что Наполеона должен играть француз. Если роль императора Франции отдадут американцу, то во Франции это воспримут как национальное оскорбление. Если Наполеоном станет Шнайдер, то самые горячие головы могут организовать даже бойкот мероприятий, приуроченных к юбилею разгрома французских войск под Ватерлоо.

#Общество #Новости #Франция #История XIX века #Европа #Сергей Лавинов
Подпишитесь