«Такого у нас в Жуковском не было никогда!», - эту фразу в разговоре с «НИ» повторяли все жуковчане, рассказывавшие газете о вырубке леса на Нижегородской улице ранним утром 24 сентября. А ведь это говорят жители наукограда, пережившего в 2012 году трагедию с Цаговским лесом. Тогда, несмотря на активное сопротивление экологов, активистов и просто неравнодушных граждан, был разрезан на две части крупный лесной массив, примыкающий к Центральному Аэрогидродинамическому Институту (ЦАГИ) – рубили просеку под новую дорогу, назначение которой до сих пор не вполне понятно городу. Защита леса вылилась в митинги, круглосуточное дежурство в палаточных лагерях и открытое массовое столкновение с ЧОПовцами, в котором были пострадавшие. Ничего этого на Нижегородской не случилось. Но Цаговский лес рубили с разрешительной документацией на руках, хоть и оформленной вопреки слову закона. Лесоповал на Нижегородской происходил без документов, о чем знали и горожане, и полиция, и местное самоуправление, и администрация Жуковского.
Действие первое – кошмар на улице Нижегородской
«У нас в подъезде кто-то повесил объявление, что рано утром 24 сентября будет вырубка. Поэтому мы встали пораньше, - рассказал «НИ» житель Нижегородской, попросивший не называть его имени. – На месте я увидел огромное для утра число людей – человек 50 в спортивных костюмах, которые кружили возле леса. Участок леса был огорожен сигнальной лентой. Я вызвал полицию. Потом мне сказали, что она подъехала чуть раньше – у нее какой-то инструктаж был. Полицейские сами встали в кольцо вокруг леса. Спортивные люди с удивлением уступали место полиции… Вырубка началась в то время, когда еще нельзя было проводить шумные работы – примерно в 6:30. Полиция не препятствовала. Пока было темно, рубка велась не так интенсивно, одной пилой. Когда рассвело, начали работать в два или три отряда. Когда полиция приехала, она ко мне не обращалась. Обычно она ищет того, кто вызывал, а тут даже не попыталась связаться с заявителем».
«Полиция не пускала нас к вырубке, говорила, что охраняет нас, чтобы на нас дерево не упало, - сообщил другой анонимный горожанин. – Вырубку здоровых деревьев полицейские с нами не обсуждали. Говорили, что в лесу одни пьяницы собираются, а сейчас будет очень хорошо, появится Дом быта». По словам жуковчанина, полиция видела людей в черном, общалась с ними, но их действиям не препятствовала.
«Эти парни бандитского вида – явно не наши жители, - поведала жительница Нижегородской. - На вырубку пришел ветеран-фронтовик, который 25 лет занимался уборкой этого леса – так он его любил. Просто ходил каждое утро и собирал бумажки. Ему 85 лет. Я думала, ему в то утро станет плохо. Он стал взывать к совести этих парней, на что те ему сказали: «Ну-ка иди отсюда, дед, пока мы тебе морду не начистили». Полиция не вмешивалась. Мосягин (начальник ОМВД России по г.о. Жуковский Олег Мосягин) приезжал, общался с жителями. Говорил что-то типа, что людям жить негде, надо дома строить. То есть не отрицал, что на месте леса будут строить жилье… Этот лес был отдушиной для всего района. Я там с детства гуляла, мой ребенок. Гуляли с колясками, с собаками. Мы за ним ухаживали, проводили субботники. Там было несколько торных троп. Он был такой красивый».
Все время, пока рубили деревья, остановить работы пыталась депутат горсовета Светлана Безлепкина. Она прорывалась на участок, взывала к полиции, дозвонилась до мэра города Андрея Войтюка – все было безрезультатно. «Я требовала составить протокол, мне говорили: поедем в ОВД, там составите. В это время валили здоровые, столетние сосны, - рассказала депутат. - Полиция все это видела и просто отталкивала, чтобы туда никто не зашел. Ко мне подошел начальник ОВД. Я показала ему живое срубленное дерево и потребовала составить протокол, акт осмотра. На это мне сказали: «Здесь никто этого делать не будет. Напишете заявление, потом, после того как здесь все будет вырублено, его будут рассматривать». Такого ужаса в городе еще не было, когда полиция крышует бандитов, которые приезжают и вырубают лес».
На место лесоповала с запозданием приехали и чиновники - представители комиссии по экологии администрации Жуковского – Л.В. Расщепкина и В.В. Чернолих. Они подтвердили, что разрешение на сплошную вырубку не выдавалось – только на сруб 35 сухих деревьев. Вековые сосны продолжали валить и при них, хотя чиновники несколько раз требовали прекратить работы. Это видно на ролике, который жуковчанам удалось записать на камеру. Полиция так и не зашла на территорию вырубки. «Вы покрываете преступников», - безрезультатно предупреждали горожане правоохранителей.
Жуковчан пустили на место бывшего леса, только когда работы были уже завершены. Вместе с участковым полицейским они пересчитали поваленные стволы – в лесу на Нижегородской сплошняком было вырублено 218 живых деревьев с диаметром стволов до 60 см. Жители города стали подавать заявления, писать обращения и собирать подписи. А потом стало известно, что в Жуковский собирается с визитом губернатор Подмосковья чтобы участвовать в открытии Образовательного центра высшего профессионального мастерства Юрия Башмета. Жуковчане решили, что это их достучаться до главы региона.
Действие второе – «Не долго тебе осталось!»
Активисты договорились пораньше прийти к образовательному центру, но их опередили - у школы их снова встретили люди в черном. Горожане сообщили «НИ», что узнали некоторых в лицо – это были те же самые парни с лесоповала. Они всеми силами препятствовали гражданам обратить на себя внимание губернатора, не гнушаясь угрозами и применением физической силы. Однако жуковчанам все-таки удалось передать Воробьеву свое послание.
«Когда подошли к школе искусств, поняли, что губернатора еще нет, - рассказал «НИ» жуковчанин. - Там стояли жители города и какие-то люди в черных куртках или спортивных костюмах – человек 20-30. Приглядевшись, мы поняли, что это те самые парни с вырубки, которые не пускали людей в лес. С ними была какая-то женщина. Они порвали плакат нашим жителям, всячески пытались нас оттеснить. Меня толкали, велели убираться оттуда, а то наденут на голову велосипед. В тот день я был без велосипеда, но обычно передвигаюсь на нем по городу».
«У нас вырвали из рук плакат и разорвали его, - сообщил газете другой житель наукограда. – Я пытался сделать видеозапись, но мне сказали: «Если еще будешь снимать, мы с тобой разберемся». Их там была целая команда. Кто-то в машинах сидел, кто-то стоял за углами».
Женщине-активистке повезло меньше: за то, что она шумела и пыталась криком привлечь внимание Воробьева, ее уволокли за угол школы и бросили на землю. «Когда Воробьев вышел из здания и направился к своему микроавтобусу, я начала кричать и махать руками: «Андрей Юрьевич, подойдите, пожалуйста!» Сначала эти парни стали меня перекрикивать, создавая видимость, что радуются губернатору. Потом поняли, что заглушить меня не могут, схватили меня и потащили в сторону. Я вырывалась. Тогда они на глазах у полиции затащили меня во двор школы, закрыли мне рот рукой, угрожали, обзывали. Потом схватили меня за руки – за ноги, затащили за школу, положили на землю. Один мне прижал голову к земле, а второй давил коленом на спину. Отпустили, только когда уехал микроавтобус губернатора. Один обернулся, и кинул мне через плечо: «Не долго тебе осталось!»
Однако усилия защитников леса не прошли даром: одной жуковчанке удалось прорваться к Воробьеву. Она рассказала «НИ», как это произошло: «Я встала с другой стороны, возле мужчины с коляской. Подумала, что коляску вряд ли тронут. Когда подошла машина с губернатором, вышли Войтюк, Воробьев, мы стали кричать, обращать на себя внимание. Меня стали за руки оттаскивать, но я кричала очень громко. Воробьев повернулся и сказал: «Пропустите». Я к нему подошла, и, пока мы шли от калитки до школы, успела ему рассказать, что у нас в Жуковском произошла вырубка леса. Воробьев сказал: «Да, я читал». Спросил у Войтюка: «Что у вас тут происходит». Тот говорит: «Заведено дело, мы будем разбираться, снова лес посадим». Я передала письмо жителей Воробьеву и удалилась».
Сейчас на месте вырубки уже выкорчеваны пни, оно огорожено и охраняется. Никаких информационных плакатов жители на нем еще не видели. О данном участке известно, что по Генплану и Правилам землепользования у него вид «под городской лес». Однако по спорному решению суда Войтюк изменил вид его использования - «под строительство жилого дома и дома быта». Как отмечает Безлепкина, глава города при этом превысил свои полномочия – ткие действия мэра Жуковского не прописаны ни в 131 законе, ни в уставе города. Участок леса на Нижегородской находится в аренде у физического лица. Арендатором по документам значится Ирина Городнова.
Глава Жуковского на запрос «НИ» о вырубке на Нижегородской ответил, что «администрацией городского округа было выдано разрешение на вырубку 35 сухостойных деревьев. Разрешения на вырубку живых деревьев не выдавалось. Вырубка живых деревьев была произведена незаконно… Администрацией городского округа будет произведен расчет причиненного ущерба, после чего материалы будут переданы в ОМВД по Жуковскому для привлечения виновных лиц к ответственности».
Полностью фоторепортаж о вырубке леса на Нижегородской улице Жуковского можно посмотреть здесь
Отметим, что большинство жуковчан, дававших интервью «НИ», просили не упоминать их имена. После угроз отдельным активистам, после участия полиции в незаконной рубке леса горожане всерьез опасаются противоправных действий со стороны людей в черном.
«НИ» попытались выяснить у полиции, кто отдал распоряжение охранять незаконную вырубку. Местные правоохранительные органы отказываются давать комментарии, ссылаясь на какие-то распоряжения. Они адресуют в областной главк МВД. Газета сделала соответствующий запрос в вышестоящий орган. Ответ обещали дать в течение 10 дней.
Валерия Нодельман
Подборку самых важных статей раздела «Подмосковье» вы можете найти в группе «НИ Подмосковье» в Facebook и «ВКонтакте»