Posted 28 сентября 2014, 20:00

Published 28 сентября 2014, 20:00

Modified 8 марта, 02:05

Updated 8 марта, 02:05

Формула любви

28 сентября 2014, 20:00
В ближайший вторник в Москву после перенесенной в Германии операции возвращается художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров. Напомним, 4 сентября, перед началом нового сезона, Марк Анатольевич получил бытовую травму тазобедренного сустава.

Операция прошла успешно, и уже в октябре режиссер приступит к репетициям «Вальпургиевой ночи», а 1 декабря он придет в Театр Вахтангова на торжество в свою честь.

Дело в том, что по решению оргкомитета премии «Звезда Театрала» Марк Анатольевич стал лауреатом в номинации «Легенда сцены» (подробнее о церемонии читайте на сайте www.teatral-online.ru). Эту новость режиссер встретил восторженно: «За сорок лет работы в «Ленкоме» мне доставались в основном государственные награды, а «Звезда Театрала» – премия зрительская, что ценно вдвойне. Я люблю этот добрый, искренний журнал, с удовольствием читаю его. Вот только не знаю, как соответствовать столь высокому званию: пусть читатели сами рассудят, какой должна быть «легенда».

И все же доля кокетства в словах Марка Захарова определенно присутствует, ведь легендарным он стал еще в ту эпоху, когда в кассу прежде весьма рядового Театра имени Ленинского комсомола выстроились огромные очереди (кстати, с той поры прошло четыре десятилетия, а «Ленком» остается одним из самых аншлаговых театров страны).

…Вот он на фотографии, как всегда, легкий, артистичный, восхищенно всматривается во что-то. Но, приглядитесь, – ирония его не покидает. Что-то свое видит, на слово не верит. За сорок лет общения с ним ленкомовцы привыкли к тому, что весь он никогда, даже в минуты полного согласия с собеседником, не открывается. Душа нараспашку – чего у него нет, того нет. Он постоянно себе на уме, хотя «заднюю мысль» презирает.

Свое он берет отовсюду и от всех – восприимчив необычайно. Но упрям стоическим упрямством, непреклонен последней непреклонностью. Как истинный театральный человек знает десятки обходных путей по дороге к цели (а кто из русских театралов их не знает!) Марк Захаров усвоил урок Немировича-Данченко, что без компромисса ни создать театра, ни вести его нельзя. Но целеустремлен фантастически, порой фанатично. Умеет гнуть свою линию годами, все возвращаясь и возвращаясь к тому, что задумал.

Так было, например, со спектаклем «Легенда о Тиле», с которого сорок лет назад начинался захаровский «Ленком». «Буквально после нескольких показов эту постановку закрыли, – говорит Марк Захаров. – Оказалось, что какая-то женщина привела с собой ребенка. А у нас там, извините, есть голая задница. И вроде какая-то рифма, оканчивающаяся на «опа». Фламандский народный юмор. Но за эту шутку она зацепилась и потребовала передать «Ленком» другому режиссеру. Это было понятно, поскольку наутро после спектакля меня вызвали в управление культуры Моссовета и сказали: «Приказ о твоем увольнении уже подписан. Не сегодня-завтра тебя уволят. Давай, мы переведем тебя в Театр оперетты. Так будет спокойнее и тебе, и нам». Но я ответил: «Нет, не имею права никуда уходить, потому что в «Ленком» пришли артисты, которые поверили в мои силы». На том наша встреча закончилась. Прошла неделя, другая, третья – тишина. Никто меня не увольняет, я продолжаю работать. А позже я узнал, что они потеряли мое дело, и стало ясно, что порядка нет нигде».

В прошлом году, в преддверии своего 80-летнего юбилея, на вопрос «Театрала»: «Вы никогда не лебезили перед властью, но при этом к вам не зарастает тропа вождей всех времен. Чем вы это объясняете?», Марк Анатольевич ответил: «Трудно сказать. Я, конечно, радовался, когда пришел Медведев. В этих стенах были Путин, Ельцин и Горбачев. Но как ответить на ваш вопрос? Вы знаете, я всегда вспоминаю, что Константин Сергеевич Станиславский одинаково волновался, когда в театр приходил великий князь или Климент Ефремович Ворошилов. Он выражал совершенно одинаковые эмоции. Абсолютно одинаковое волнение. И у меня тоже. Правда, в советское время была другая тенденция: как только в «Ленком» приходил человек из правительственных верхов, его вскоре снимали… Наверное, это совпадение, но я где-то читал, что здание театра стоит на очень сильной энергетической точке и, видимо, есть какая-то метафизика этого здания, загадочная атмосфера его стен».

Подпишитесь