Posted 25 сентября 2014, 18:23

Published 25 сентября 2014, 18:23

Modified 8 марта, 04:05

Updated 8 марта, 04:05

Хрисия Романова: судьба Дома Стройбюро зависит от новых властей Королева

25 сентября 2014, 18:23
Спустя год после начала уничтожения достопримечательности Королева - Дома Стройбюро - здание остается в плачевном состоянии: бόльшая его часть разрушена, на объекте не производятся никакие восстановительные работы, не начат даже разбор завалов. Руины Дома так и высятся в самом центре города на всеобщем обозрении.

- Хрисия Владимировна, что прошло не меньше полугода с момента заключения трехстороннего соглашения о восстановлении Дома Стройбюро между фондом «Новый Иордан», министерством культуры Подмосковья и администрацией Королева. Что за это время было выполнено в рамках той договоренности?

- На сегодняшний день та «дорожная карта», которая была разработана министерством культуры Московской области, те этапы, которые были предусмотрены в этой «дорожной карте», не реализовываются. Никакого продвижения по этим этапам администрация города Королева не производит. Ей, видимо, не до этого. Были временные люди, была подготовка к выборам, вся эта суета предвыборная. Конечно, когда люди ведут политическую борьбу, им не до памятников.

До сих пор не разобраны завалы Дома. А ведь было лето, была сухая погода. Можно было демонтировать вторую фреску. Никто не позаботился о том, чтобы выделить средства. Единственное, что сделала администрация – прислала письмо в адрес Фонда со ссылкой на наше трехстороннее декларативное соглашение о сохранении памятника. В нем Фонд просили выделить средства на установку лесов. Я считаю, что как только с нашей стороны будут выделены средства и установлены леса, то вопрос с Домом вообще не сдвинется с мертвой точки, потому что развалины будут прикрыты – глаз не раздражают, и все замечательно, можно и дальше жить спокойно. Мне кажется, пусть лучше наши чиновники ежедневно видят разрушенное здание и думают, что надо бы возвращаться к нашему соглашению, надо выполнять «дорожную карту» и передавать здание благотворительному фонду «Новый Иордан».

В Фонд также поступали звонки с просьбой выделить средства на демонтаж фрески. На это с нашей стороны аргументация была в соответствии с действующим законодательством: мы не можем демонтировать фреску и выделять денежные средства, потому что мы пока в этой ситуации никто. Нам здание не передано.

- Что именно входит в ту часть «дорожной карты», за которую ответственна администрация Королева?

- Осуществление проекта по вывозу обломков кирпича (на эти мероприятия тоже необходим проект), проект демонтажа фрески, собственно демонтаж и транспортировка фрески, ее реставрация, экспертная оценка состояния конструкций дома на момент начала восстановительных работ. Акт по передаче строения Фонду должен обязательно фиксировать его состояние. Все эти пункты – это часть работы администрации Королева. Обязательства Фонда вступают в силу после принятия Дома.

- А Фонд выполнил свою часть «дорожной карты»?

- Мы со своей стороны сделали даже больше, чем пообещали. У нас уже на руках есть готовый проект воссоздания Дома для размещения в нем духовно-просветительского центра. Фонд выделил на это 1,5 млн рублей, проект готов. Идет согласование мелких вопросов по соответствию нормативам для учебных заведений, все они решаемы. Фонд готов в любой момент принять это здание для начала восстановительных работ.

- За чей счет будет демонтироваться и реставрироваться настенная роспись? Эту работу Фонд тоже берет на себя?

- О разборе завалов и демонтаже фрески должны были позаботиться администрация и Министерство культуры. Было бы нелогично, если бы православный благотворительный фонд выделил денежные средства на реставрацию фрески, на которой изображен Владимир Ильич Ленин, который разрушал храмы. Но мы готовы после воссоздания Дома Стройбюро разместить на первом этаже музей Болшевской трудовой коммуны.

- Остаются ли в силе названные ранее Фондом сроки восстановления Дома Стройбюро?

- Мы называли четкие сроки – четыре года для восстановления дома. Естественно, все это теперь сдвигается по времени. Мы за эту волокиту не можем отвечать – мы общественная организация, общественный благотворительный фонд. Мы можем лишь только обратиться к жителям города с просьбой поддержать нас. Сложилась абсурдная ситуация: сначала был такой интерес к этому зданию, все пропиарились, была размещена информация во всех СМИ, и центральных, и местных… Но прошла предвыборная кампания, и все успокоились.

Пока есть инвестор, нужно было ситуацию двигать вперед. Завтра этого инвестора может не быть. Где мы найдем следующего? Это большой вопрос.

- А какая организация собирается вложить средства в восстановление Дома Стройбюро?

- Я пока воздержусь от разговоров об инвесторе. Это крупный строительный холдинг. Но пока наши власти не определятся со своими планами, мы его называть не будем. Как только новый глава города Королева проявит, я надеюсь, интерес к нашей тематике, и если со стороны города будет поддержка, будет понимание того, что памятник нужно сохранить для истории и культуры города, тогда мы, конечно, обнародуем имя инвестора, потому что это почетно.

- Можно хотя бы узнать имя автора проекта восстановления Дома?

- Автора проекта я пока тоже не буду называть, потому что как только мы сделали проект воссоздания Дома Стройбюро, пошли какие-то некрасивые публикации и появились, так скажем, лжеорганизации и частные лица, которые объявляют себя этими проектировщиками. Мы опубликуем этот проект, когда будет понятна позиция Министерства культуры и администрации Королева. Проект очень достойный, добротный, с сохранением фасада. В соответствии с этим проектом будет даже воссоздан цвет здания – цвет охры, потому что тот цвет, в который он был выкрашен в последние годы, не соответствует подлинному.

- В министерстве культуры «НИ» сообщили, что вопрос с Домом Стройбюро сейчас решается на уровне документов. Почему их оформление идет так долго?

- Это еще одна грань проблемы. На сегодняшний день в Доме Стройбюро, в несуществующем строении прописаны жильцы. То жилье, в котором людей временно разместили, принадлежит застройщику. Людей не выписали из Дома, им не выданы свидетельства о собственности, там масса проблем. Обсуждался вопрос о выделении застройщику нового земельного участка в районе улицы Лермонтова для переселения туда жильцов Дома Стройбюро. Как только жильцы получат свидетельства о собственности и будут выписаны из Дома Стройбюро, его можно будет переводить из жилого фонда в нежилой. Только тогда можно будет передавать его фонду «Новый Иордан» для дальнейших восстановительных работ. С нашей стороны все полностью готово – на сегодняшний момент мы готовы принять здание.

- В Королеве сменилось руководство. Интересовались ли новые власти планами Фонда в отношении Дома Стройбюро?

- Пока даже в период предвыборной кампании никто не выходил на Фонд, не делал никаких предложений. Хотя здание расположено в самой старинной части города. Королев начинался с усадьбы Крафта, Костино. Это древнее ядро города, обозначенное в исторических документах. Дом Стройбюро стоит на границе усадьбы. Вообще это единая территория: усадьба Крафта, Дом Стройбюро и храм Рождества Пресвятой Богородицы, которому 21 сентября исполнилось 325 лет.

Мне не понятна позиция наших властей. Фонд – это общественная организация, существующая на пожертвования прихожан. Сначала они жертвовали на строительство храма, а теперь на возведение православной гимназии. Мы это делаем для города, для детей. Почему нет никакой поддержки – не понятно. Это же социальный объект! Надо уже как-то прекратить строить торговые центры, которых в Королеве и так много, и они просто пустуют. Если наш проект по воссозданию Дома Стройбюро будет без особого энтузиазма принят новым руководством города, то я не знаю, будет ли вообще сохранена фреска, да и сам Дом, ведь все это разрушается под дождями.

- Почему Фонд взялся за восстановление Дома?

- Фонд был создан в связи с возрождением храма Рождества Пресвятой Богородицы. На сегодняшний день он достроен, восстановлен, нижний придел освящен. Но те 15 соток, которые выделялись для строительства храма – это очень маленькая территория. При храмах должны функционировать воскресная школа, духовно-просветительский центр. Мы неоднократно обращались к властям нашего города, чтобы нам выделили или какое-то помещение, или земельный участок для дальнейшего строительства. Мы можем его осилить – у нас очень крепкий приход. Но какая бы власть ни была, и при Минакове, и при Морозенко, администрация всегда упорно отвечала нам: земли у города нет, помещений у города нет. То есть фактически нас игнорируют.

Дом Стройбюро и усадьба Крафта находятся на бывшей территории храма (до революции храму принадлежало 33 десятины земли, это 37 гектар по современным меркам), Изучив историю, мы поняли, что надо брать под свое крыло и усадьбу Крафта, которая разрушается, а никакие мероприятия по ее восстановлению не ведутся ни со стороны местных властей, ни региональных. Храм всегда являлся духовным центром этой усадьбы, деревни Костино. Мы хотим сохранить эту территорию. Ну не все же застраивать. У нас и так очень высокая плотность населения в городе, много новостроек. Мы просто задыхаемся в этих пробках – все, кто хотя бы раз побывал в Королеве, знают об этих проблемах. Когда мы узнали, что можно сохранить Дом Стройбюро, естественно, мы с радостью подключились к идее сохранения этого памятника, потому что другой возможности создать воскресную школу и православную гимназию у нас нет нет. Тем более в непосредственной близости от храма.

- Что вы планируете разместить в Доме Стройбюро?

- У нас есть мечта открыть православную гимназию с государственной лицензией, где будет дошкольное обучение и 11 классов. Дом Стройбюро по своим размерам позволяет открыть по 2 класса каждого года обучения. То есть каждый год мы сможем набирать по 50 человек. Основной программой будет государственная плюс такие предметы как Закон Божий, литургика, церковное пение, иконопись – для развития детишек, для их приобщения к духовному. То есть по будним дням там будет православная гимназия, в субботу-воскресенье – воскресная школа. И мы хотели бы еще открыть в этом же здании центр русского языка. Здесь можно сделать и классы для обучения мигрантов русскому языку, и лектории, проводить творческие вечера, встречи с писателями. Наш город богат творческой интеллигенцией, и с ее стороны есть поддержка. Вообще открытие этого духовно-просветительского центра ждут все. Ждут с большей надеждой, чем открытие очередного торгового центра.

А весь первый этаж займут музей Болшевской трудовой коммуны и музей разрушенного и восстановленного храма. Нас в этом поддерживает ВООПИиК, и мы совместно сможем осуществить этот проект. В нем есть потребность жителей нашего города.

Валерия Нодельман

Подпишитесь