Posted 24 сентября 2014, 20:00

Published 24 сентября 2014, 20:00

Modified 8 марта, 04:06

Updated 8 марта, 04:06

Директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг

24 сентября 2014, 20:00
«Это логика осажденной крепости»

– У меня такое ощущение, что правительство подготовило бюджет осажденной крепости. На оборону, нацбезопасность и правоохранительную деятельности в нем выделяется существенно больше средств, чем на культуру, науку, здравоохранение и образование вместе взятые. Конечно, мы все понимаем, что совсем рядом с нашим государством, по сути, идет война, и государство не может на это не реагировать – в том числе ростом расходов на оборону. Но ведь экономику не обманешь: страна не может жить и развиваться, если у нее только два союзника – армия и флот.

Вообще в проекте бюджета-2015 многие параметры вызывают сомнение. Трудно поверить, например, в резкое сокращение инфляции в следующем году. Ведь рост цен – это один из способов для правительства пополнить бюджет, который, напомню, сверстан с дефицитом. Население интересуют цены прежде всего на питание, коммунальные услуги и лекарства. Уверен, что по всем этим трем позициям нас ожидает подорожание.

Не думаю также, что мы получим в будущем году экономический рост более высокий, чем нынешний. А сейчас он у нас приближается к нулю. Для того чтобы его темпы ускорить, нужен приток инвестиций, причем любых. Лично я ратую за госинвестиции, но пока правительство не приняло на этот счет никаких конкретных программ.

А вот резкого падения цены нефти в 2015-м я не ожидаю. Судя по большинству прогнозов, она будет колебаться в диапазоне 90–100 долларов за баррель. Что в принципе соответствует бюджетным проектировкам. Правда, тут многое зависит от развития геополитической ситуации – прежде всего на Украине и на Ближнем Востоке с Исламским государством.

Подпишитесь