Подробное изучение проекта бюджета-2015 свидетельствует: страна наступает на те же грабли, что привели в свое время к краху советской империи. Раздутые оборонные расходы, «стройки века», ведущие в никуда, внешняя изоляция, заставляющая страну делать опору исключительно на собственные силы. Которых не так уж и много. Самые масштабные правительственные проекты – освоение кладовых Арктики, миллиардные траты на развитие БАМа, строительство трубопроводов с целью повернуть энергетические потоки с Запада на Восток – требуют огромных инвестиций. При этом капитал бежит из страны, зарубежные инвесторы фактически внесли Россию в «черный список» по причине санкций ЕС и США, а также отсутствия доверия к российским властям, усилившегося после ареста предпринимателя Владимира Евтушенкова.
Ближайшие три года бюджет будет строиться на военно-мобилизационных принципах. Как явствует из проекта федерального бюджета на 2015–2017 годы, расходы на оборонку увеличены, дефицит бюджета будет расти, но новых федеральных налогов, в том числе и налог с продаж, власти вводить пока не планируют.
В то же время, судя по всему, стимулировать рывок экономики, которого потребовал президент Владимир Путин, не получится. На это просто нет денег. Из-за ухудшения экономического прогноза бюджет в 2015 году недосчитается 405,6 млрд. рублей, в 2016 году – еще 1,3 трлн. рублей (в сравнении с законом о трехлетнем бюджете, принятым в прошлом году).
Правда, ослабление рубля повысит нефтегазовые поступления – почти на 900 млрд. и на 1,2 трлн. рублей соответственно. Другое дело, что расплачиваться за это придется населению, которому неизбежно предстоит столкнуться со всплеском инфляции, ее так и не удалось обуздать в этом году и не ясно, за счет чего можно будет притормозить в следующем.
Продуктовое эмбарго, введенное в ответ на западные санкции, лишь усугубило ситуацию. Власти обещали, что наш «ответ Чемберлену» будет заключаться в импортозамещении – поддержке местного производителя. Однако Минсельхозу так и не удалось добиться повышения расходов на аграрные нужды. В проекте бюджета на 2015–2017 годы не предусмотрено никакой дополнительной поддержки сельхозпроизводителей. И это притом, что еще в августе премьер-министр Дмитрий Медведев обещал: «Мы и дальше будем поддерживать аграриев. Деньги мы на это найдем». Сказано это было в ответ на желание Минсельхоза в связи с введением эмбарго против западных производителей получить 636 млрд. рублей на ближайшие шесть лет, или дополнительно в среднем по 106 млрд. рублей в год.
Столько денег, по расчетам министерства, нужно, чтобы простимулировать ускоренное импортозамещение в условиях продовольственного эмбарго. Однако в проекте бюджета, как выясняется, этих денег нет: документ предусматривает увеличение финансирования госпрограммы развития только на 4,4 млрд. рублей в 2015 году и на 1,8 млрд. рублей – в 2016-м. И это все!
Масла станет меньше, зато расходы на пушки будут стремительно расти. Затараты по разделу федерального бюджета «Национальная оборона» вырастут в 2015 году в сравнении с текущим годом на 21,2% и достигнут 3,032 трлн. рублей. По сути, оборонные расходы – единственная статья, косвенно свидетельствующая о том, что страна еще продолжает идти вперед. Тот ли это путь – это уже другой вопрос.
«Бюджет выглядит мобилизационным. В условиях замедления экономики, санкций, дефицита инвестиций, отсутствия стимулов роста государству необходимо максимально сконцентрировать ресурсы в казне. Прежде всего за счет населения. Удивляться не приходится, поскольку в стране поселился кризис. Удивляет другое – стремительный рост расходов на оборону (хотя внешних угроз для страны нет) на фоне урезания трат на социалку, в частности, здравоохранение. Это едва ли поможет выйти из кризиса и разогнать экономику», – сказал «НИ» научный руководитель НИУ ВШЭ, бывший министр экономики РФ Евгений Ясин. По оценке эксперта, никаких стимулов для роста в бюджете не прослеживается. «Необходимо менять политические подходы, создавать условия для развития бизнеса. Вместо этого нам предлагают развернуть гонку вооружений, которая якобы способна стать «мотором прогресса». Однако уже советский опыт показал, чем заканчиваются подобные эксперименты», – отметил г-н Ясин. Не согласен собеседник «НИ» и с тем, что огромные деньги предполагается тратить на всевозможные «проекты века», в частности, на арктическую экспансию. Хотя они оттягивают огромные ресурсы государства, темпы роста экономики от этого не увеличатся. В ближайшие годы, судя по проекту бюджета на трехлетний период, россиянам придется столкнуться с ростом инфляции, бизнесу – с усилением фискального гнета. Это военно-мобилизационная модель экономики, предполагающая многолетний застой, сделал вывод научный руководитель НИУ ВШЭ.
Даже действующий министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев назвал бюджет на 2015–2017 годы несбалансированным. Чиновник отметил, что нельзя считать бюджет сбалансированным, если расходы на экономику, образование, здравоохранение и культуру в три раза меньше, чем на оборону. По мнению г-на Улюкаева, Россия находится в инвестиционной ловушке, когда снижение инвестиций приводит к замедлению экономического роста.
В то же время ведомство г-на Улюкаева обещает экономический рост до 1,2% в будущем году против 0,5% в нынешнем. Однако признаков оживления экономики пока не прослеживается. Власти обещают раскочегарить экономический «паровоз» путем огромных трат на «оборонку» и глобальные инфраструктурные проекты, по сравнению с которыми померкнут даже расходы на сочинскую Олимпиаду.
Однако эксперты выражают сильные сомнения, что такая модель экономического роста окажется жизнеспособной: огромные расходы на «стройки века» ложатся неподъемным бременем на бюджет.
«Назвать этот документ бюджетом развития – язык не повернется. Обещано, что оборонка станет драйвером роста. Однако для этого у нас нет ни элементной базы, ни опыта, ни технологий, которые можно было бы получить на Западе, – сказал «НИ» политолог Дмитрий Орешкин. – Не важно, сколько денег будет вбухано на оборонные расходы. Вместо того чтобы повышать качество жизни в стране, увеличивать расходы на здравоохранение, значительные ресурсы государством бросаются на оборону неведомо от кого и всевозможные «стройки века».
Эксперт напомнил в связи с этим, что та же сочинская Олимпиада показала: экономический эффект с точки зрения получения прибыли, роста экономики оказался практически нулевым. «То же самое может получиться и с другими глобальными проектами вроде освоения заполярных ресурсов, БАМа и прочего. При триллионных тратах они могут оказаться невостребованными», – считает г-н Орешкин.
Зато расходы на здравоохранение в проекте бюджета предлагается сократить на 21,4%. Если в 2014 году затраты по этой статье составят 535,7 млрд. рублей, то в 2015-м они составят только 421,4 млрд. рублей. Сократятся и расходы на образование. В 2015 году ведомство Дмитрия Ливанова может получить всего 611,2 млрд. рублей, что на 6% меньше по сравнению с расходами на образование в 2014 году.
Расходы на Крым в 2015 году и вовсе сократили в четыре раза. В соответствии с документом на федеральную целевую программу по развитию Крыма в 2015 году выделят около 100 млрд. рублей вместо ранее обещанных 373 млрд.
При общем реальном росте расходов федерального бюджета этот рост затронет лишь расходы на общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную экономику и социальную политику. По всем остальным статьям, включая образование, здравоохранение, культуру и межбюджетные трансферты общего характера, ожидается снижение реальных расходов.
«Для образования и здравоохранения это будет означать торможение процессов модернизации данных отраслей, что не замедлит сказаться на качестве соответствующих услуг», – сказал «НИ» Александр Дерюгин, директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС. По мнению эксперта, сокращение финансовой помощи регионам, доходы которых в 2013–2014 годах и так находятся на минимальном за последнее десятилетие уровне (ниже 13% ВВП), либо сделает невозможным выполнение указов президента о повышении заработной платы бюджетникам, либо приведет к дальнейшему сокращению бюджетных инвестиций в инфраструктуру и отказу от реализации тех или иных региональных программ или проектов. «В дальнейшем на региональном уровне будут усугубляться долговые проблемы, решать которые придется уже с участием федерации», – уверен г-н Дерюгин.