Посол Польши в РФ Катажина Пелчинска-Наленч

22 сентября 2014, 00:00
В польской дипломатической миссии сменился руководитель. Новым польским послом в России стала госпожа Катажина ПЕЛЧИНСКА-НАЛЕНЧ, бывший заместитель министра иностранных дел Польши. Первое интервью российским печатным СМИ на своем новом посту она дала «Новым Известиям».

– Представитель вашей страны, бывший премьер-министр Польши Дональд Туск, стал председателем Евросовета. Как это скажется на контактах наших стран в нынешний весьма не простой период, когда отношения России и Запада существенно осложнились?

– Отношения осложнились. Но на сегодняшний день это не кризис во взаимоотношениях России и Польши, это кризис России и Евросоюза. Польша является членом ЕС и является, таким образом, частью этого кризиса. Что касается новой должности теперь уже бывшего премьер-министра Польши, то это, конечно, увеличивает возможности нашей страны, чтобы каким-то образом участвовать в формировании политики Евросоюза, в том числе, конечно, по отношению к России. Но также фактом является и то, что каждый политик, который приходит на высокий пост в руководстве ЕС, должен как можно меньше думать о том, из какой он страны, так как он представляет весь Евросоюз. И это конечно же будет относиться и к господину Туску.

– В России часто говорят о том, что одна из причин нынешнего кризиса во взаимоотношениях с ЕС – это именно политика Польши в восточном направлении: прямая поддержка вашим государством определенных политических сил на Украине (а ранее, скажем, в Грузии), что в итоге и привело к трагическим последствиям.

– Во-первых, нужно хорошо понимать, как функционирует Евросоюз. Как бы мы ни мечтали, нет такой возможности, чтобы решение ЕС хоть в какой-либо области было принято исключительно потому, что таково желание Польши. Решения принимаются либо большинством, либо консенсуально всеми членами ЕС. Поэтому если по отношению к России вводятся санкции – это решение всего Евросоюза. Есть, конечно, страны, которые менее поддерживают это решение. Но все они поддержали это решение – в том числе самые большие страны ЕС: Италия, Испания, Франция, Германия. Во-вторых, что касается сути самого кризиса. Я убеждена, что это не кризис, который вызван какими-то антироссийскими настроениями. ЕС на сегодняшний день защищает международные принципы, которые, по нашему мнению, являются основой безопасности во всей Европе. Имеет место не конфликт России и ЕС, а конфликт России и Украины, возникший из-за того, что будущее Украины по-разному видится Россией и Украиной. Этот конфликт привел к тому, что было нарушено международное право российской стороной.

– Велики ли потери, которые Польша несет от ответных российских санкций? Не кажется ли вам, что «войну санкций» между Россией и ЕС надо заканчивать, и чем скорее, тем лучше для обеих сторон?

– У Польши были очень хорошие экономические отношения с Россией, и они имели тенденцию к улучшению, особенно в последние годы. Мы желали бы как можно скорее вернуться к этим отношениям, но стратегические соображения (я имею в виду все то же соблюдение норм международного права и международных принципов) являются приоритетными. При этом не следует забывать, что убытки несет не только Польша. Что касается экспорта сельхозпродукции, то от ответных российских санкций пострадали и другие страны ЕС, не только Польша, но и Голландия, Испания и, кажется, Греция. И нельзя забывать, что страдает и Россия, российский потребитель лишен возможности покупать качественные и дешевые продукты, поступающие из стран ЕС.

– Возвращаясь к украинскому кризису: будет ли Польша поставлять оружие на Украину? На этот счет поступают весьма противоречивые сообщения.

– Все решения на этот счет, если будут приняты, то будут приняты польским президентом и польским правительством в полном соответствии с международным правом и международными обязательствами Польши.

– Как бы вы могли прокомментировать заявление министра госбезопасности самопровозглашенной Донецкой народной республики Леонида Баранова о том, что в начале сентября в боях за аэропорт Донецка силы ДНР захватили двух поляков, воевавших в составе украинских войск?

– И ранее были сообщения о том, что поляки якобы воюют на территории Украины. У нас нет никакой информации на эту тему. Но мы, конечно, не можем исключать, что граждане нашей страны как частные лица могут поехать в какую-то другую страну и принять там под свою личную ответственность участие в боевых действиях. Это случается не только в Польше, но и в России, и в других странах. Что можно точно сказать, что польские военные, даже если они находятся в отпуске, подчиняются приказам и, следовательно, никто из них по своей инициативе не принимал, не принимает и принимать участие в боевых действиях в другой стране не будет.

– «Война санкций» между Россией и ЕС как-то скажется на правилах либо скорости получения виз российскими гражданами в государства Шенгенского соглашения, в частности, в Польшу? Речь, разумеется, идет об обычных россиянах, а не о тех, чьи имена включены в черные списки.

– Я специально говорила на этот счет с главным консулом Республики Польша в Москве, чтобы еще раз однозначно подчеркнуть, что наша страна сохраняет как можно более либеральный подход к выдаче виз. Соответствующие инструкции есть у всех наших консульств. Мы стремимся в соответствии, конечно, с польским и международным законодательством выдавать как можно больше многократных и долгосрочных виз, с тем чтобы граждане России приезжали бы к нам как можно чаще. Я лично убеждена, и многие в Польше тоже, что на гуманитарные контакты, на общение между людьми политика не должна влиять. Тем не менее следует заметить, что мы знаем: в России количество запросов виз за последнее время не только в Польшу, но и в другие страны ЕС уменьшилось. Однако это связано с процессами в вашей стране: во-первых, политический конфликт с ЕС как-то сказывается, во-вторых, подорожал евро. Наша визовая политика тут ни при чем.

– В этом году у Польши – тройной юбилей: 25-летие первых многопартийных выборов, 15-летие вступления в НАТО, 10-летие вступления в ЕС. Как бы вы могли охарактеризовать путь, который ваша страна прошла за это время?

– В самой Польше многое изменилось за последние 25 лет. Если посмотреть на польскую историю, то сейчас, можно сказать, золотой век экономического развития страны. На такой хорошей экономической позиции Польша была несколько сот лет тому назад. Благодаря жестким реформам, которые были проведены в начале девяностых, ВВП страны (принимая во внимание покупательную способность) вырос в три раза на душу населения. Люди видят, что качество и уровень жизни существенно выросли, и опросы общественного мнения показывают, что удовлетворение качеством жизни растет.

– Российские власти тоже нередко говорят о росте уровня жизни граждан. При этом государственное устройство и внешнеполитический курс России и Польши, мягко говоря, сильно отличаются. Почему так происходит?

– Польское общество приняло однозначное решение по стратегическому направлению развития нашей страны 25 лет назад: мы движемся в сторону ЕС, строим демократию и свободный рынок, но по стандартам Евросоюза, потому что можно строить рынок другим образом. Это решение не вызывало в Польше глубоких дискуссий, потому что большинство польского общества, все значимые политические силы поддерживали такое направление. Но мы понимаем, что в мире есть разные страны, и в них есть разные общества, которые могут принимать свои суверенные решения по поводу того, в каком направлении развиваться. Главное, чтобы при этом соблюдалось международное право – это единственное, что в данном случае беспокоит польское общество.

#Новости #Польша #Политика #Туризм #Европа - Россия
Подпишитесь