Posted 21 сентября 2014, 20:00
Published 21 сентября 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:08
Updated 8 марта, 04:08
Похищение Апти Зайналова произошло 20 июня 2009 года. По информации председателя правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова, он с другим молодым человеком Зелимханом Хаджиевым был задержан вооруженными людьми на автозаправке в Грозном. При задержании был произведен выстрел, который и ранил Зайналова. После этого его с серьезными травмами обнаружили в больнице. Палату, куда он был помещен, охраняли вооруженные люди.
Мать Зайналова Айма Макаева по факту случившегося обратилась в прокуратуру района. Исполняющий обязанности прокурора Ачхой-Мартановского района Юрий Потанин пообещал, что направит в больницу своих помощников, чтобы те «произвели там осмотр». Айма Макаева прождала около больницы представителей прокуратуры, но те так и не явились. Зато она стала свидетелем, как ее сына вывели за руки люди в камуфляже, уложили на заднее сиденье «Волги» и увезли. После этого Зайналов бесследно исчез.
Больше месяца следствие затягивало с возбуждением уголовного дела, не находя в случившемся состава преступления. 15 июля Макаева обратилась в ЕСПЧ с требованием принять срочные меры. Только после того, как европейский суд запросил у следственных органов информацию о Зайналове, было возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ «Убийство».
В итоге найти Апти Зайналова не удалось. Но благодаря диктофонной записи, сделанной правозащитником «Мемориала» Ахмедом Гисаевым, дело сдвинулось с мертвой точки. Он записал разговор следователя с заместителем главного врача больницы, где держали раненого Зайналова. Врач заявил, что в один из дней пребывания Зайналова в больнице к нему пытались зайти прокурор Юрий Потанин с сотрудниками ФСБ. Однако силовики, охранявшие палату, наставили на пришедших оружие, и те были вынуждены уехать ни с чем.
Как отмечал «Мемориал» спустя год после похищения в своем докладе о механизмах безнаказанности на Северном Кавказе, в этом деле видна «полная беспомощность органов прокуратуры перед беззаконием, творящимся сотрудниками МВД».
ЕСПЧ признал, что в отношении Апти Зайналова была нарушена статья 2 (право на жизнь) Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с его убийством представителями государства, неспособностью государства защитить его жизнь, а также в связи с тем, что преступление не было эффективно расследовано. ЕСПЧ также нашел нарушения статей 3 (запрет пыток и жестокого обращения), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) в связи с незаконным задержанием Зайналова и статьи 13 (право на эффективные средства правовой защиты) в сочетании со статьей 2 Конвенции. Матери пропавшего присудили 60 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда.
У России есть возможность обжаловать решение суда, однако «можно с почти стопроцентной уверенностью утверждать, что российская сторона этого делать не будет», заявил «НИ» Олег Орлов. «Я уверен, что решение вступит в законную силу. Практика показывает, что по «чеченским делам», где речь идет об исчезновении людей, попытки России обжаловать эти решения оканчиваются полной неудачей. Участие российских должностных лиц в исчезновении этих людей, а конкретно в похищении Зайналова, очевидно», – комментирует правозащитник. Он отметил, что по «чеченским делам» Россия всегда вовремя и полностью выплачивает компенсацию родственникам, чтобы те не поднимали шумиху, однако дальше дело не расследуется никак.
«В нашей базе данных таких дел около трех тысяч. Мы ожидали, что после решений ЕСПЧ в пользу родственников бесследно пропавших Россия хотя бы внесет изменения в нормативные акты и военные уставы о необходимости соблюдать международные нормы, однако и этого не было сделано», – сказал «НИ» г-н Орлов. Он также считает, что после приговора ЕСПЧ уголовное дело по Зайналову будет повторно открыто, однако расследоваться оно будет формально и ни к чему не приведет.