Posted 10 сентября 2014, 20:00
Published 10 сентября 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:13
Updated 8 марта, 04:13
– Антон, вы ранее говорили, что «сливы» адресов и паролей от почтовых ящиков – это происки госструктур. Почему вы так решили?
– Дискредитация крупнейших электронных платформ отвечает интересам тех, кто крал эти пароли в течение нескольких лет. И крали их не для того, чтобы выложить в публичный доступ, а для того, чтобы с их помощью получать доступ к финансовой информации. Кража паролей – это дорогое удовольствие. Но, к счастью, выложенные пароли уже устарели, и теперь для нужд криминала эти базы бесполезны. Так кому же нужно дискредитировать ведущие российские и мировые интернет-сервисы? Кому нужно, чтобы их пользователи испугались? Тут два варианта: либо готовится какое-то вмешательство государства в работу этих сервисов, и это предлог, либо готовится на государственные деньги конкурент этим сервисам, и тогда это его пиар и обоснование. Если же это хулиганский поступок... Ну, тогда я просто впечатлен ресурсами этих хулиганов.
– Но в опубликованной базе Gmail содержатся логины и пароли не только русскоязычных, но англо- и испаноязычных пользователей...
– Естественно. Когда вы распространяете троянский вирус, он заражает не тех, у кого российский паспорт, а тех, кто открыл, например, «зараженную» картинку. Рассылаются фишинговые ссылки, люди по этим ссылкам проходят, и кто заразился – тот заразился.
– Стоит ли опасаться, что нас ждет вариант Китая или Северной Кореи – свой собственный закрытый Интернет?
– Китайский вариант – гораздо свободнее, чем тот, что готовят для нас. В Поднебесной у людей есть доступ ко всему, что им нужно. У нас же ожидается более серьезное закручивание гаек. Я хочу напомнить, что китайские власти защищают местные порталы, помогают им «нагуливать» капитализацию в сотни миллиардов долларов. Наши власти местные порталы убивают. Если сравнивать то, что происходит с котировками китайского Alibaba (частная компания, работающая в сфере интернет-торговли. – «НИ») и то, что произошло с акциями Yandex и Mail.ru – причем и то и другое – в результате действий местных властей, то у нас не Китай, а Северная Корея!
– Насколько закрытый Интернет возможен у нас в техническом плане? Роскомнадзор, например, с блокировкой сайтов справляется плохо...
– Роскомнадзор вообще неэффективно работает. 60 тысяч сайтов заблокированы по ошибке... Но не в этом дело. Процедуру, которую используют сейчас, т.е. блокировку, мы все умеем за одну минуту обходить. В Китае, собственно говоря, только она одна и используется, потому что страна заинтересована, чтобы все, кому надо, обходили блокировку. Китаю нужны миллионы иностранных специалистов, а они не будут жить в стране, где запрещен, скажем, Facebook. Те, кому нужен тот же Facebook, ставят прокси и нормально живут. В России же доступ к зарубежным сайтам осуществляется через каналы за границу. У нас уже есть инициатива по созданию федерального оператора, у которого будет монополия на доступ за границу. Этих каналов не бесконечное множество. Курс партии таков, чтобы кабель, связывающий Россию с миром, оставался только у государственного холдинга «Ростелеком». Такой канал можно будет перекрыть как угодно: полностью либо точечно. Эта та блокировка, которая бы работала.
– Будет ли в таком случае возможность обойти блокировку?
– Если нам перекроют кабель за границу, то возможно подсоединение к спутниковому Интернету. Правда, он пока не так развит, чтобы можно было завтра на него переключиться. Однако чем сильнее будет давление, тем быстрее он будет развиваться. При советской власти мы государственному телевидению противодействовали с помощью пишущей машинки. Если перекроют магистральный канал, то люди придумают подпольный: выставят внутреннюю сеть распространения информации, которая будет по тонкой нитке поступать, затем пользователи между собой будут обмениваться. Это аналог внутреннего «Tor» (система прокси-серверов, позволяющая устанавливать анонимное сетевое соединение. – «НИ»).
– Давайте еще раз вернемся к массовому сливу паролей. Вы предположили, что, возможно, идет разработка цифрового аналога «Почты России», через которую будут отмываться средства. Какой процент пользователей согласится завести почту на государственном сервере?
– Согласится – никакой, но служащих госструктур (коих у нас миллионы) можно и обязать. Искусственно подогнать людей, которые обязаны этим пользоваться, несложно.
– После смены руководства и команды «Ленты.ру» вы на одном из митингов обещали, что вскоре в Сети появится новостной сайт – по образу и подобию «Ленты», какой она была при отцах-основателях. Как обстоят дела с этим?
– Наши новые проекты находятся на хорошей стадии, полностью профинансированы, и пока никто не пытается нас ограничивать. Люди работают. Что-то уже запустилось, что-то еще покажем. Первое, что я обещал, – наука. «Вконтакте» можно найти сообщество «Образовач» – это наш проект, запущенный с нуля силами тех людей, который делали «Ленту.Наука». На данный момент проект находится в стадии первичного накопления пользователей. В сообществе их уже более 50 тысяч – это качественная аудитория. Рассчитываю, что подписчиков наберется больше миллиона.