Posted 8 сентября 2014, 20:00
Published 8 сентября 2014, 20:00
Modified 8 марта, 02:05
Updated 8 марта, 02:05
Согласно решению президента РФ, задачи по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов переданы от Минрегиона Минэкономразвитию. Вопросы оказания господдержки регионам полностью отошли Минфину. В свою очередь Министерство строительства и ЖКХ займется градостроительным зонированием, Минкультуры – защитой прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, а Минюст будет отвечать за разграничение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти.
Напомним, несколько ранее были созданы три «малых Минрегиона» – отдельных территориальных министерства: по развитию Дальнего Востока, по делам Крыма и по развитию Северного Кавказа. «Большой» Минрегион был образован в сентябре 2004 году. В разные годы его возглавляли Владимир Яковлев, Дмитрий Козак, Виктор Басаргин, Олег Говорун и – последние два года – Игорь Слюняев. Известие о ликвидации возглавляемого им ведомства застало г-на Слюняева в Санкт-Петербурге, где он проводил плановое заседание президиума коллегии, как оказалось, уже ликвидированного министерства.
Создание территориальных министерств было первым шагом к упразднению Министерства регионального развития, считает доцент Финансового университета при правительстве России Оксана Гончаренко. «В последнее время функции Минрегиона размывались, а его руководители были далеко не самыми сильными аппаратными игроками, – говорит эксперт в комментарии «НИ». – При этом проблемы регионов центр предпочитает решать точечно. Общая концепция региональной политики так и не появилась». Исходя из этого, г-жа Гончаренко уверена, что регионы от ликвидации отдельного министерства ощутимо не пострадают, поскольку его существование почти никак не влияло на общую картину. «Проиграет только аппарат министерства, который будет сокращен. Убрать дублирование и произвести перераспределение полномочий вполне возможно», – полагает она.
Несколько иной точки зрения придерживается политолог Дмитрий Орешкин. Он не сомневается, что проблемы с субъектами РФ будут накапливаться и через несколько лет проявятся в полной мере. «На моей памяти Министерства по региональному развитию, начиная с 90-х годов, создавались и уничтожались три раза. Как только усиливается централизация, у власти появляется ложная убежденность, что она все контролирует. Это происходит из-за попадания под зомбирование собственной идеологии. Тогда-то потребность в специальном министерстве и отпадает, – рассуждает г-н Орешкин в разговоре с корреспондентом «НИ». – Но страна у нас разная, каждый субъект – со своими особенностями. Возникновение новых проблем неизбежно. И кто тогда в первую голову озаботится их решением?» Политолог оговаривается, что специальное министерство по регионам – это, конечно, не панацея, но хотя бы знак того, что федеральный центр их трудностями озабочен. «Глубинная проблема еще и в том, что у нас субъекты между собой никак не взаимодействуют. Все решается только через Москву», – сетует эксперт.
Отметим, помимо Минрегиона, по предложению премьер-министра Дмитрия Медведева, также будут ликвидированы «Рособоронзаказ» и «Рособоронпоставка». Основные функции этих структур отойдут Министерству обороны, а часть задач будут решать Минпромторг, ФАС и Счетная палата. Необходимость этих шагов обосновывается желанием оптимизировать структуру правительства. После последних изменений в его составе останется 22 министерства.