Глава «Фатх», он же президент Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас, в субботу объявил о готовности отказаться от участия в коалиционном правительстве, сформированном фатховцами и хамасовцами в апреле этого года. Причина его недовольства – то, что сектор Газа строит свои взаимоотношения с Израилем, не считаясь с мнением своих как бы партнеров по коалиции.
А вчера и в воскресенье лидер ХАМАС Халед Машаль дал свой ответ Аббасу, упрекнув его в нескольких интервью арабским СМИ в том, что фатховцы не желают, как он выразился, «совместно проводить решения о войне и мире». Проще говоря, он дал понять, что и дальше не собирается действовать хоть в чем-то с оглядкой на мнение Аббаса. Эта пикировка является ярким свидетельством глубоких разногласий между двумя движениями, вызванными не только разной тактикой в отношении Израиля, но и грузом накопившихся противоречий.
Теперь обе организации разделяет даже не идеология, а деньги. Долгое время ХАМАС завоевывал себе популярность среди палестинцев, используя имидж финансово безгрешных борцов за идею. Много лет хамасовцы не уставали напоминать, что лидер «Фатх» Ясир Арафат, десятилетиями разъезжавший по странам мира с протянутой рукой, собрал миллиарды долларов, которые записывал на свое имя в банках, и почти ничего не потратил на палестинских арабов. Большую часть его средств унаследовала молодая вдова Суха Арафат. В то же время у не очень богатого во времена Арафата ХАМАСа финансовых средств было немного, но по объявленным этой организацией социальным программам деньги выплачивались в том числе беднейшим слоям населения.
Но с 2007 года, когда ХАМАС, казнив множество фатховцев, захватила власть в секторе Газа, ситуация резко изменилась. Бывший советник Арафата Ахмед Бакаи в беседе с «НИ» сказал, что нынешние лидеры ХАМАСа – нувориши арабского мира с миллиардными состояниями. По мнению Бакаи, хамасовское руководство обогатилось не только благодаря помощи своего безотказного спонсора Катара, но и занимаясь через подставных лиц контрабандой и торговлей земельными участками на берегу Средиземного моря.
Израильский полковник запаса доктор Моше Элад, преподающий на факультете востоковедения в Академическом колледже Верхней Галилеи, обращает внимание, что лидеры ХАМАСа стали богатеть именно тогда, когда решили резко дистанцироваться от всех палестинских организаций. По данным г-на Элада, одним из сборщиков денег для ХАМАС был Муса Абу-Марзук, второй номер в иерархии движения. В начале 90-х годов он занимался сбором средств среди богатых мусульман Соединенных Штатов. Финансируя несколько банковских предприятий, Абу-Марзук создал конгломерацию из десяти финансовых компаний, предоставляя ссуды и делая инвестиции. Доктор Элад характеризует Абу-Марзука как «прекрасного финансиста». Размер его состояния точно неизвестен, но, по некоторым оценкам, доходит до 2–3 миллиардов долларов.
Элад считает, что большая часть денег попала в карманы хамасовцев за счет контрабандных сделок, провернутых с помощью туннелей в Египет, по которым в сектор Газа что только ни попадает – от оружия до автомобилей. Кстати, ближневосточная газета «А-Шарк аль-Аусат» недавно сообщила, что в Газе живут по меньшей мере 600 миллионеров, и все они – контрабандисты.
Хамасовские чиновники высшего звена взимают 25% «налог» и берут не менее двух тысяч долларов за каждый автомобиль, переправленный из Египта через туннели. При этом большинство жителей сектора Газа даже о среднем достатке могут только мечтать. В этих условиях ХАМАС едва ли решится хоть в какой-то степени делиться властью в секторе Газа с «Фатхом»: ведь только она залог того, что доходы хамасовцев и далее будут увеличиваться. А значит, вражда двух движений продолжится.