Posted 7 сентября 2014, 20:00

Published 7 сентября 2014, 20:00

Modified 8 марта, 04:14

Updated 8 марта, 04:14

Мирная дюжина

7 сентября 2014, 20:00
Вчера ОБСЕ опубликовала протокол об урегулировании ситуации на юго-востоке Украины, который был подписан в минувшую пятницу в Минске. Эксперты не считают, что непосредственным и немедленным результатом подписания документа станет прекращение боевых действий. Однако шаг к заключению мира, безусловно, сделан.

Первое, что внушает сомнение относительно перспектив реализации протокола, это отсутствие на нем подписи первых лиц Украины и России. Дело в том, что в минских переговорах участвовали пять человек: спецпредставитель председателя ОБСЕ Хайди Тальявини, посол РФ на Украине Михаил Зурабов, премьер-министр ДНР Александр Захарченко, премьер-министр ЛНР Игорь Плотницкий и экс-президент Украины Леонид Кучма. Их подписи и стоят под документом, официальным названием которого, кстати, является «Протокол по итогам консультаций трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию мирного плана президента Украины П. Порошенко и инициатив президента России В. Путина».

Документ состоит из 12 пунктов, частично повторяющих те предложения урегулирования ситуации, которые вносили российский и украинский президенты. Пунктом номер один в протоколе значится обеспечение «незамедлительного двустороннего прекращения применения оружия». Задача мониторинга и подтверждения того, что стороны соблюдают перемирие, возлагается на ОБСЕ.

Есть в протоколе и пункт об освобождении «всех заложников и незаконно удерживаемых лиц», то есть об обмене пленными, процессе, который начался еще во время заседания в Минске. Предложение Путина открыть коридоры для ремонтных бригад, которые бы восстановили разрушенное войной, и обеспечить поставки гуманитарной помощи, вероятно, соответствует восьмому пункту протокола: «Принять меры по улучшению гуманитарной ситуации на Донбассе».

Есть в документе и пункт, касающийся личной неприкосновенности участников переговоров: из этого можно сделать вывод, что в следующий раз диалог может пройти и не в Минске, а, скажем, как и первая такого рода встреча, в Донецке.

Пожалуй, самые спорные пункты протокола касаются статуса ДНР и ЛНР. О нем в документе ничего не сказано, зато в него фактически вписаны положения плана Порошенко о децентрализации власти и новых местных выборах на юго-востоке. Между тем представители ДНР и ЛНР сразу же после переговоров заявляли, что вопрос о независимости они с повестки дня не снимают. Политолог Федор Лукьянов замечает, что именно отсутствие ясности в вопросе о статусе двух республик делает ситуацию очень непрочной: каждый из переговорщиков будет интерпретировать ситуацию по-своему. «Но от минских переговоров не стоило и ожидать немедленного прочного мира, – сказал он в беседе с «НИ». – Этот протокол дает возможность для политического маневрирования, дальнейшего диалога, что уже хорошо».

Уже вчера представители ДНР и Украины обвинили друг друга в нарушении перемирия. Однако о возобновлении боевых действий ни те ни другие не заявили. Оценивать то, продержится ли перемирие надолго, политологи не берутся. «Существует явная политическая воля со стороны президентов России и Украины на то, чтобы остановить этот конфликт, – считает г-н Лукьянов. – А дальше вопрос заключается в степени их контроля над ситуацией».

Подпишитесь