Вот уже в третий раз с 10 по 14 сентября небольшой австрийский городок Лех живет «по правилам искусства»…

2 сентября 2014, 00:00
Корреспондент «НИ» встретился с основательницей LegeArtis Festival in Lech Асей Соршневой… Как удалось молодой российской скрипачке объединить представителей разных видов искусств из Германии, Франции, России, Израиля, Польши, Словакии, Венгрии, Швеции, Ирана, Аргентины и пригласить их в живописнейший австрийский город

Ася, расскажите об идее фестиваля с таким красивым названием: LegeArtis – «По правилам искусства».

– Этот фестиваль стремится показать в совершенстве все проявления искусства, а также создать концертное пространство для молодых исполнителей классической музыки нового поколения; музыкантов, которые уже завоевали признание на международной сцене и имеют своего слушателя. Они привнесут свои «правила искусства» в этот красивейший город Лех.

Кто придумал название LegeArtis?

– Придумала я. Это латинское изречение очень точно отражает идею нашего фестиваля.

На ваш взгляд, по каким правилам или законам искусства живут современные фестивали?

– Думаю, что большинство современных фестивалей – это некая ярмарка талантов. Все стараются представить самое лучшее, самое яркое! Успех зависит от правильного сочетания.

Как вы стали руководителем фестиваля в Австрии?

– Это было два года назад. Я приехала в городок Лех впервые как турист. Мне невероятно понравилось это место, и я захотела непременно вернуться туда... Хотя в Австрии множество городов, где проводятся культурные события самых разных направлений (и музыкальные фестивали в том числе), я подумала, что здесь идеальное место для встреч и совместного музицирования звёзд нового музыкального поколения. Так возникла идея фестиваля. Примерно через 9 месяцев после моего первого посещения Леха появился LegeArtis Festival in Lech.

Но ведь, для того, чтобы создать музыкальный фестиваль, одного желания «вернуться в понравившееся место» мало…

– Все началось с того, что я, набравшись смелости, подошла к мэру города Лех и сказала: «как чудесно и замечательно тут у вас! Мне тоже хотелось бы с вами поделиться чем-нибудь красивым». Посмотрев культурную программу, я поняла, что в сентябре в Лехе проходит знаменитый форум философов. Я предложила сделать концерт в рамках этого форума и всё прошло очень удачно. Всем очень понравилось, а на следующий год администрация города поддержала LegeArtis уже как самостоятельный фестиваль.

Понятно, что такое мероприятие, не обходится без помощи крупных спонсоров…

– Наш спонсор – корпорация «Русские машины». Эти люди просто очень хорошо понимают, насколько важно поддерживать искусство и культуру. Председатель директоров компании Зигфрид Вульф – очень уважаемый в Австрии бизнесмен и общественный деятель, спонсирующий множество различных проектов, среди которых и культурные программы, и концертные залы. Я вижу, что у нас появляется больше людей и компаний, неравнодушных к искусству.

Расскажите о недавно прошедшем сочинском событии. Ведь этот концерт проходил в рамках вашего фестиваля?

– Перед фестивалем мы проводим серию концертов для партнерских компаний, которые поддерживают фестиваль. Мы очень заинтересованы и в российском слушателе и надеемся, что в скором времени сможем проводить больше таких мероприятий в других городах, куда сможет попасть любой желающий. В Сочи мы проводили презентацию фестиваля в роскошном отеле «Родина», мы надеемся, что это станет доброй традицией – в этом отеле хороший зал для камерной музыки и инструмент.

LegeArtis выделяется тем, что в программе заявлено много интересного и необычного. Расскажите об этом подробнее.

– Мы хотели, чтобы наш фестиваль был не только музыкальным; чтобы он обрамлялся различными видами искусства. В этом году на фестивале будут представлены художественные выставки современных австрийских художников, видеоарт, перформансы и лекции. Российский художник Егор Кошелев будет создавать одно единственное полотно в течение всего фестиваля. Художественная программа подготовлена победительницей международной премии Strabag Award Анной Ходорковской на тему творчества Иоганна Штрауса-отца. В этом году исполняется 210 лет со дня его рождения.

Значит, на фестивале будет звучать музыка Штрауса?

– Как раз нет! Вы не услышите ни одной его ноты. Поскольку музыка Штрауса в то время, когда он жил, воспринималась (если можно так выразиться), как мейнстрим, т.е. определяла направление времяпровождения, мы хотели бы продемонстрировать, как личность этого композитора повлияла на нынешнюю культуру именно с художественной точки зрения. Мы не давали никакой конкретной задачи нашим художникам, но предложили им проработать тему в таком ключе: как они «видят» музыку Штрауса, и как она повлияла на них, представить себе, каким бы был Штраус сегодня, как раскрылась бы его личность, если ли бы он был не музыкантом, а современным художником.

Это непростая задача…

– Для нас, устроителей фестиваля, это тоже будет сюрприз. Например, мы знаем, что группа перфомансистов «Отель Баттерфляй» шьёт к этому мероприятию специальные костюмы, но вместо бальной музыки они будет имитировать «диджейские сеты» времен Штрауса. В противовес «развлекательному» состоится интересная лекция о роли женщин в искусстве во времена Штрауса. Будет также проведена лекция-перформанс о пребывании композитора в Лехе в те далекие времена.

А музыкальная программа на что ориентирована?

– В основном, на классику. Но при этом, она весьма разнообразна: будет и джаз, и современная академическая музыка. Знаменитый боснийский лютнист Эдин Карамазов (неискушённому слушателю он более известен своими работами с певцом Стингом) представит на фестивале свой новый альбом, записанный в сотрудничестве с замечательным виолончелистом Борисом Андриановым. Австрийский скрипач и композитор Алексей Игудесман немного «задействует» самого Штрауса, и, скорее всего, это будет музыкальная «шутка», – он большой любитель веселых «скетчей».

Что конкретно играете вы?

– Помимо двойного концерта Мендельсона, который я исполню с великолепным пианистом Вадимом Холоденко и Венским камерным оркестром, я играю программу для скрипки соло из произведений Иоганна Себастьяна Баха и Стива Райха. Пьеса Райха Violin Phase написана для скрипки и магнитофонной ленты. По задумке композитора запись на магнитофонную ленту для этого произведения должна быть подготовлена заранее, но я буду играть на электроскрипке и делать эту запись прямо во время выступления, а потом воспроизводить её и одновременно играть. Это такая «интерактивная» работа.

То есть это произведение будет рождаться прямо во время концерта?

– Да! Для записи будет использоваться специальное устройство «лупер» –достаточно популярное среди музыкантов-электронщиков и диджеев.

Что молодые российские исполнители могут дать искушенной европейской публике, выступая на музыкальном фестивале в Австрии?

– Я думаю, что сейчас не существует различий между российскими и европейскими музыкантами. Мы «говорим» на одном языке и в Европе, и в Америке и ведем культурный диалог на равных.

Как общаетесь с зарубежными музыкантами? Участвуете ли с ними в других проектах?

– По-разному бывает. Наш музыкальный мир большой, – но, при этом, он очень мал… Мы практически все знаем друг друга. С некоторыми участниками LegeArtis мне приходилось работать и раньше. А сейчас хочется «поделиться» с публикой именно этими исполнителями. Конечно, на фестиваль приглашаются и артисты, которых я до этого не знала лично. В прошлом году, например, у меня возникла идея концерта на открытом воздухе среди альпийских лугов, и я очень долго искала подходящую под эту эстетику программу; смотрела записи, YouTube, Facebook. Так нашла неординарных музыкантов, которые играют на национальном австрийском музыкальном инструменте – альпийский рог, но сочетают это с игрой на морских раковинах и необычных ударных инструментах. По звучанию получается, своего рода, акустический этно-рок, очень самобытно.

У Шумана в «Жизненных правилах музыканта» сказано: «Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает...». Вам важно кто пришел на концерт?

– Исполнитель всегда чутко слышит своего слушателя… Японцы отличаются от американской публики, русские от китайской. Конечно, стараемся составлять программу, чтобы впечатлить и местную публику, и искушённого слушателя.

Когда вы впервые задумались о карьере музыканта?

– Я не задумывалась. В три года меня отдали на скрипку, ну а дальше, – не было и мысли, что будет что-то другое. Все произошло очень естественно.

Какой из музыкальных инструментов для вас стоит на втором месте после скрипки?

– Мой «второй» любимый инструмент – это альт. Я позволила себе взять его в руки, когда уже закончила аспирантуру Московской консерватории. Сыграла на этом инструменте несколько сольных программ. Еще, я в прошлом – пианистка. В общем, иногда бывает заметно, что музыку я люблю вне зависимости от инструмента (смеется).

В каком камерном составе любите больше играть?

– В студенческие годы увлекалась фортепианным квартетом; выступали, ездили на конкурсы, брали призы. Но иногда приятно отложить ведущий скрипичный голос и поиграть камерную музыку именно на альте – сидеть, как бы в сердце ансамбля, и слушать своих коллег «изнутри».

О чем задумываетесь перед выходом на сцену в сольном концерте?

– Когда выходишь на сцену (и тем более один), нужно быть артистом! Тут не на кого опереться, не за кого спрятаться. Необходимо быть интересным публике, чтобы внимание сохранялось до конца выступления, до последней ноты… Вообще, это почти всегда очень волнительно, и лучше в этот момент думать не о себе, а о музыке…

#Новости #Культура #Музыка #Культурная жизнь
Подпишитесь