В 2014 году российский авторынок просядет на 15–18%. Такое мнение на Московском автосалоне высказали представители Volkswagen, Citroёn и Nissan. В июле же текущего года падение продаж авто в РФ, по данным Ассоциации европейского бизнеса, составило порядка 23%. При этом в начале года Минпромторг ожидал, что сокращение авторынка составит не более 6,5%. Эксперты называют в качестве причин геополитический кризис, рост курсов иностранных валют, а также снижение доходов населения. Западные производители, выпускающие авто в России, по-прежнему завозят большую часть комплектующих из-за границы, и ослабление рубля автоматически ведет к росту цен на машины.
По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, основным препятствием на пути к увеличению продаж автомобилей является ограниченная возможность кредитования – ставки по автокредитам выросли до 20% годовых. Чтобы как-то поддержать рынок, правительство вернулось к идее программы утилизации. Вчера премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что она будет действовать с начала сентября и до конца 2014 года. «При условии сдачи старой машины на утилизацию или в случае замены старого автомобиля на новый с доплатой автовладельцы смогут получить через производителей или дилеров скидки при покупке новых автомобилей», – заявил премьер.
По словам г-на Мантурова, из бюджета на программу будет выделено 10 млрд. рублей. В общей сложности планируется реализовать 170 тыс. автомобилей. Размер скидки за сдачу машин в утиль составит от 40 тыс. до 350 тыс. рублей. Напомним, что предыдущая федеральная программа утилизации действовала с 1 января 2010 года до 31 декабря 2011 года. Из бюджета на нее было выделено порядка 30 млрд. рублей. Сумма компенсации тогда составляла 50 тыс. рублей за машину.
Как рассказал «НИ» первый вице-президент крупной компании-автодилера Алексей Тузов, пока на рынке сохраняется спрос на автомобили премиум-класса, и это в какой-то мере спасает общую статистику авторынка. «Маленьким компаниям сейчас очень тяжело, они вынуждены входить в состав более крупных игроков рынка или закрываться. Я не исключаю, что до конца года мы увидим снижение цен на автомобили – начиная с осени, дилеры начнут «продавать склады», и это будет конкурентный бег вниз. До каких границ он дойдет, пока сложно предположить», – пояснил наш собеседник. По словам эксперта, новая программа утилизации должна помочь сгладить возникшие проблемы и у заводов, и у дилеров, которые в начале года из-за трудностей со сбытом машин начали проводить сокращение штата.