Учителя констатируют, что из-за резкого перехода от беззаботного детства к взрослым обязанностям уже к концу сентября многие первоклассники не выдерживают школьного марафона: кто-то заболевает, кто-то начинает худеть и хандрить, а кто-то напрямую заявляет родителям: «Я больше в школу не пойду».
По статистике, к концу учебного года различные недомогания, вызванные переутомлением, испытывает пятая часть учеников первого класса.
«Неожиданно ребенок попадает в новую для себя среду, меняется его привычный распорядок дня. Ребенок не понимает, что от него хотят. За несколько дней перестроиться и полностью сориентироваться, естественно, невозможно. Процесс адаптации может занять несколько недель, а может длиться от нескольких месяцев до полугода. При этом многие родители сразу требуют хороших оценок и усидчивости. Дети волнуются, боятся, что их будут ругать, – от этого действительно можно заболеть», – объясняет ситуацию педагог начальных классов Анна Кузнецова.
Одна головная боль
Сформируется ли из живого стремления ребенка познавать окружающий его мир учебная мотивация и в дальнейшем любовь к знаниям, во многом зависит от позиции родителей.
Опытные педагоги, наблюдая за своими подопечными, замечают, что нередко папы и мамы предъявляют к детям излишне высокие требования. Им нужно, чтобы их чадо непременно училось только на «пять», они бурно реагируют на неизбежные в начале обучения промахи и ошибки, сравнивают своего ребенка с другими детьми. «Все это в конце концов формирует у первоклассника синдром тревожности, – уверена детский врач Анастасия Архипова. – А дальше начинаются типичные психосоматические проблемы: головная боль, плохой сон, усталость, шумы в сердце, неврозы, снижение зрения – с этим уже приходится разбираться врачам. Взрослые часто не понимают, что болеет ребенок не потому, что у него слабое здоровье, а от неадекватного отношения к нему. Так что мой совет родителям: начните с себя. Выработайте собственную грамотную линию поведения, продумайте свое участие в процессе обучения. Дайте маленькому школьнику шанс, не отказывайте ему в праве на ошибку. Развивайте у ребенка чувство уверенности в себе и своих силах. Как это сделать, посоветуют детские психологи».
Учитель и родители должны совместно вести грамотную политику. Родителям стоит побеседовать с педагогом и рассказать ему о своем ребенке, выделяя не только его сильные, но и проблемные стороны. Двух одинаковых детей не бывает. Чтобы школа не обернулась глубоким стрессом, который может превратиться в депрессию, к каждому нужен свой подход.
Сони, растяпы и лентяи
Секрет умения учиться – в способности ставить перед собой цели и достигать их. Главная задача в первом классе вовсе не в том, чтобы быстро научиться грамоте и счету. Важно, чтобы у ученика формировалось самостоятельное мышление, умение работать с информацией, сопоставлять, анализировать, нести ответственность за результат. Учителя же нередко видят в своем классе одну и ту же типичную картину: один никак не может привыкнуть к новому режиму и регулярно засыпает на уроках. Другой не способен сосредоточиться, собраться, вечно что-нибудь забывает. А третий вообще боится оставаться без мамы. И здесь снова придется вернуться к взаимоотношениям родителей и детей.
Детские психологи заметили, что родители в массе своей делятся на две исключительно полярные категории. Первые привыкли всячески опекать ребенка. Они собирают за него портфель, сидят с ним над домашними заданиями, а в итоге просто не позволяют ему стать самостоятельным.
Другие, наоборот, много работают и подчас бросают первоклассника в бурный водоворот школьных событий в надежде, что «сам выплывет», на «продленке» помогут. Ребенок с первых школьных дней предоставлен исключительно самому себе. И это тоже неправильно. Первокласснику необходима родительская поддержка.
Каким же должно быть участие родителей в процессе обучения?
«К решению школьных задач лучше всего приступать заблаговременно. Для сони необходимо заранее разработать четкий план дня и начать его соблюдать хотя бы за неделю до начала занятий. Забывчивого следует научить вести ежедневник. А тихоню заранее познакомить с учителем, – советует детский психолог Светлана Жукова. – Выполнение каждого урока – это тоже маленькая цель, поставленная учителем перед ребенком. Так что родителям не стоит мешать самостоятельному ее достижению».
Собеседница «Pro Здоровье» также советует: «Не стойте у ребенка над душой во время выполнения домашнего задания. Пусть он сделает все сам, а вы потом проверите. В случае промашки спокойно скажите: «Посмотри-ка, по-моему, ты допустил ошибку в вычислениях». Видя вашу адекватную реакцию, маленький школьник учится объективно оценивать самого себя и результаты своей деятельности. А это очень важно для развития положительной мотивации к учебе. Не стоит сидеть с ребенком, разбирая от «А» до «Я» каждое задание. Но и пускать все на самотек тоже не следует. Для того чтобы ребенок смог полностью самостоятельно выполнять домашнее задание, потребуется время. А пока он еще не очень осознает обязательность его выполнения. Ненавязчиво напоминайте ему, что пора садиться за уроки. Не откладывайте подготовку уроков на вечер, но и не заставляйте ребенка заниматься ими сразу же после возвращения из школы. После полуторачасового отдыха он вполне готов к восприятию новых знаний. Занимаясь с ребенком и показывая ему свою заинтересованность, вы не только налаживаете с ним контакт и завоевываете его доверие, но и стимулируете формирование ответственного отношения к учебе, пунктуальность. Разумеется, только в том случае, если занятия не сопровождаются бесконечными упреками в его адрес. Даже когда хвалить вроде бы и не за что, ищете зоны успеха и находите основание для теплого слова».
Подчеркивайте уважительное отношение к процессу выполнения домашнего задания. Приглушите или выключите все «шумные» бытовые приборы (ТВ, радио, компьютер), говорите тише, не позволяйте младшему ребенку вторгаться на территорию первоклассника.
Попробуйте организовать процесс выполнения домашнего задания в соответствии с физиологическими особенностями своего ребенка. Некоторые дети могут эффективно работать очень короткое время, иногда 3–7 минут. Если пытаться заниматься с ними под лозунгами: «Сделал дело – гуляй смело! Не встанешь из-за стола, пока все не сделаешь!», можно гарантировать воспитание ненависти к учебе в кратчайшие сроки.
Во время подготовки домашнего задания в поле зрения ребенка не должно быть отвлекающих предметов – не нужных в этот момент учебников, тетрадей, игрушек, компьютера и т.д.
Эти нехитрые правила помогут первокласснику быстрее адаптироваться к учебе в школе и дома.
Что у вас, ребята, в рюкзаках?
Для того чтобы учеба первоклассника с первых дней приобретала характер серьезной, ответственной деятельности, «зоной особого внимания» должно стать содержимое портфеля или рюкзака.
Учебные принадлежности (тетради, ручки, пенал и др.) не должны отвлекать внимание начинающего ученика. Пусть они будут привлекательными, но все-таки сугубо функциональными: ручка, например, – просто ручкой, а не расписной игрушкой, украшенной помпончиком, колокольчиком, циферблатом и еще невесть чем; обложки тетрадок должны иметь нейтральную тематику или быть просто одноцветными и т.д.
С первых дней собирание портфеля должно стать делом самого ребенка. Вначале, примерно первые 2–3 недели, под руководством и при непосредственном участии взрослого: «Какие у вас завтра уроки? Что вам сказали принести? Возьми эту тетрадь, положи ручки». Позже – под контролем: «Что ты положил для урока математики? Проверь еще раз, все ли подготовил для всех уроков?» К концу первой четверти желательно, чтобы ребенок собирал портфель самостоятельно.
Но! Родителям необходимо постоянно контролировать этот процесс, ведь первоклассник в силу своего возраста так часто еще отвлекается и забывает взять самое необходимое! При этом родительский контроль должен быть максимально тактичным, незаметным для ребенка. Пока любимое чадо вечером поглощено мультиком или плещется в ванной, проверьте «комплектность» портфеля. Если обнаружите «недостачу», подведите ребенка к мысли еще раз проверить, все ли он взял: «А какие у тебя завтра уроки? А на ИЗО что вас просили принести? Ты проверил, краски хорошо закрыты? Ну надо же, как хорошо, что об этом заговорили, оказывается, краски могли остаться дома!»
Что рисунки расскажут об интеллекте ребенка
|