О проблемах поселка Зеленый и деревни Щемилово «НИ» писали в 25 и 29 июля. Скандал в Зеленом разгорелся вокруг небольшого, всего 2 га, леса, с двух сторон окружающего группу частных коттеджей и отделяющего их от многоэтажек и школы. Руководство Старой Купавны решило часть леса отвести под сквер: проложить асфальтовые дорожки, поставить скамейки и, главное, воздвигнуть монумент памяти воинам трех войн. На все это планируется потратить 10 млн рублей. Идея сквера с монументом кажется администрации особенно удачной в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Патриотически воспитывать молодежь у рукотворного обелиска в соседней деревне Щемилово чиновники не считают возможным. Вот что сообщил «НИ» глава Старой Купавны Игорь Сухин: «До д. Щемилово 1,5 км, и там недостаточно места для размещения парка с памятником». То есть в глазах руководства ценен именно такой комплект: сквер + монумент.
Помимо мемориального сквера в том же крохотном лесу будет строиться детский сад, в котором поселок действительно нуждается, и 17-этажный жилой дом (застройщик – ООО ЖСК «Молодежный дом»). Владельцы частных домов категорически не согласны на появление многоэтажки рядом с их участками. В стремлении уберечь лес от застройки их поддерживают и жители многоквартирных домов Зеленого. Сторонники леса объединились, назначили инициативную группу, собирают подписи против вырубки, обратились к адвокатам. Одновременно при поддержке администрации в поселке появилась другая инициативная группа – за монумент и сквер. Публичные слушания, собрания, привлечение СМИ, народный сход, выезд на место главы Ногинского района – ничто не помогло решить лесной конфликт в Зеленом. При этом стройка уже началась.
Проблема леса стала основной на круглом столе в Общественной палате Подмосковья, который организовала Комиссия ОП по экологии, природопользованию и сохранению лесов, чтобы вывести Старую Купавну из конфликтной ситуации. Зампредседателя комиссии Елена Гришина и другие члены ОП пригласили на встречу администрацию городского поселения, чиновников Ногинского района, активистов, ратующих за застройку и борющихся против нее, самого застройщика. Очевидным плюсом мероприятия стало присутствие на нем почти всех приглашенных. Однако, по свидетельству Гришиной, диалога все равно не получилось.
21 августа в конференц-зале Дома правительства Подмосковья, где проходил круглый стол, в который раз звучали все те же, что и ранее, доводы, все на тех же, что и ранее, повышенных тонах. Только в этот раз ораторы обращались не друг к другу, а к членам Общественной палаты в надежде, что их рассудят.
В администрации Старой Купавны убеждены, что превращение небольшого нетронутого леса в Зеленом в сквер с мемориалом соответствует желаниям большинства жителей поселка, что подтверждают подписи, собранные защитниками проекта, и публичные слушания. «У нас больше подписей по количеству и по качеству», - заявил на круглом столе глава Старой Купавны. Ранее в ответе на запрос «НИ» Сухин объяснил, что «администрация в первую очередь учитывает мнения жителей, зарегистрированных в городском поселении». В ходе конфликта власти неоднократно указывали на то, что некоторые собственники домов и квартир в Зеленом, не согласные с застройкой, хоть и проживают в поселке, но прописаны в Москве и других городах.
Идею размещений мемориала по соседству со школой поддерживают глава местного отделения «Боевого братства» Александр Зиновьев и председатель Совета ветеранов Старой Купавны Нелли Чубукова. «Обелисков и памятником много не бывает, - отметила на встрече Чубукова. - В поселке Зеленом жили и живут участники ВОВ, участники трудового фронта, блокадники, малолетние узники. Наверное, все-таки если будет этот монумент в этом новом сквере, это будет прекрасно для того, чтобы и школьники, и жители пришли поклониться тем, кто нам дал мирное небо над нашей головой».
Противники застройки леса не против мемориала как такового. Они против него в лесу, считая, что в поселке можно найти более подходящее место для памятника. «Я считаю, что памятник в лесу неуместен», - заявила Марина Чащина. Активистка также напомнила, что прекрасный памятник воинам в Щемилово, сооруженный самими ветеранами, находится в заброшенном состоянии. «Перешлите деньги туда. Окультурьте его. Наши пенсионеры и ветераны, которым 95 лет, стригут там траву, сажают цветы», - сказала Чащина.
Отметим, что на круглом столе не прозвучали возражения против строительства в лесу детского сада, который, по словам чиновников, больше построить негде. Наоборот, защитники леса заявили, что сад должен быть не на 140, а на 300-500 человек, так как поселок развивается.
Участникам круглого стола удалось поставить точку лишь в вопросе с двумя девятиэтажками, которые то и дело всплывали в разных проектах планировки территории под сквер. Сухин и его заместитель Анатолий Шуть твердо пообещали, что никаких девятиэтажек в лесу не будет. А вот споры вокруг 17-этажки, запланированной на лесной территории, были горячими. От застройщика, ЖСК «Молодежный дом», выступил его гендиректор Николай Шарапонов, который заявил: «Мы прошли все судебные разбирательства в Ногинском и в областном суде. Суть исков была в следующем: что мы якобы этим проектом планировки ущемили чьи-то права, нарушили какие-то нормы. Во всех исках противоборствующей нам ИГ было отказано».
На это заявление посыпались возражения жителей Зеленого. Так, бывший депутат горсовета Людмила Гарифуллина выразила мнение, что была произведена подмена документов, а также не учитывались результаты публичных слушаний. «97 человек проголосовали против проекта, 6 человек проголосовали за. Через год проводят новые публичные слушания, меняют положение о публичных слушаниях, мнение жителей теперь уже не учитывается», - подчеркнула женщина.
Мнения сторон разошлись и в вопросе допустимой этажности жилого дома в поселке с населением 4200 человек рядом с частным сектором. По словам Татьяны Пятаковой, главного архитектора Ногинского района, на момент выделения земли под 17-этажный дом действовало постановление правительства о разрешении на строительство домов такой высотности. Затем ее уменьшили до 12 этажей. А с 2012 года – до 7 этажей. И хотя по факту дом будут строить сейчас, когда в регионе действуют совсем другие градостроительные нормы, закон, как напомнил Сухин, не имеет обратной силы. Чиновник также неоднократно повторил, что все, что незаконно, не будет построено на территории Старой Купавны.
Споры вокруг леса заняли не один час, так что другие острые вопросы Старой Купавны (застройка земель вокруг деревни Щемилово) подняли лишь вскользь, хотя на заседании присутствовали «потерпевшие» - жители деревни, полевые наделы которых продали застройщику. Сухин считает, что они сами в этом виноваты, так как не поставили свои участки на кадастровый учет. Аргументы, что у владельцев земли есть «голубые» свидетельства и что они платят налоги на эту землю, остались без ответа. Администрация Старой Купавны открещивается от истории с продажей земли под тем предлогом, что это было сделано еще при прежнем руководстве поселением. Звучит это так: новая администрация Старой Купавны не является правопреемником старой администрации. Такой ответ дал жителю деревни Сергею Уколову Анатолий Шуть. На вопрос, кто же является правопреемником, ответа не прозвучало даже на круглом столе. Единственным неоспоримым достижением встречи было твердое обещание Сухина выделить незаконно отнятый участок 95-летнему ветерану ВОВ Михаилу Щербакову. При этом еще три собственника земли, участки которых были отняты, так и остались ни с чем.
Инициатор встречи за круглым столом член ОП МО Елена Гришина поделилась с «НИ», что это был первый опыт подобной работы экологической комиссии нового состава палаты. «Так как я также являюсь членом Центрального совета «Российской экологической партии «Зеленые», для меня принципиально, чтобы в поселке Зеленом была зеленая ситуация. Поэтому я беру ее под личный контроль», - заявила Гришина. По ее мнению, если можно не рубить лес и построить мемориал в каком-то ином месте, то следует это сделать, тем более что на открытом пространстве он будет смотреться лучше: «Люди, проезжающие по дороге, будут видеть такой замечательный памятник. Он по архитектуре симпатичный, несет в себе достаточно серьезную смысловую нагрузку. Стоит ли прятать его в лесу?»
Ситуацию в Зеленом и Щемилово она видит так: «Люди не хотят многоэтажек рядом со своими малоэтажными домами. Таунхаусы подходят, 3-5 этажей подходят. Но возмущение людей правомерно, когда рядом с их частными домами строятся 17-этажные башни. А рубить лес, особенно в той ситуации, которая происходит сейчас в МО с жуком-короедом, крайне несознательно. Другое дело, что там нужно провести лесоустроительные работы».
В деле Зеленого, по мнению Гришиной, затронута 42 статья Конституции РФ – о праве населения на благоприятную окружающую среду. Член ОП считает, что администрация Старой Купавны «должна взять сторону жителей, потому что она представляет их интересы», и констатирует, что пока этого представления интересов и не происходит. «Вроде, глава говорил все правильно и по делу, но диалога не существует. Может быть, из-за долгой конфронтации. Радует то, что была попытка диалога», - отметила она. В настоящее время для урегулирования конфликтов в Зеленом и Щемилово создается согласительная комиссия, к работе которой будут привлечены эксперты.
«Весь конфликт между жителями и администрацией происходит в связи с тем, что кто-то видит лес, а кто-то не видит, - отмечает правозащитник Дмитрий Трунин, который также входит в ИГ по защите леса в Зеленом. - Поэтому я предлагаю следующее наше заседание организовать прямо в лесу. И если мы там обнаружим лес, то строить там ничего нельзя». Его идея была поддержана членами Общественной палаты. На 30 августа в поселке назначен субботник – всем заинтересованным сторонам предложено прийти в лес, почистить его и заодно продолжить на месте обсуждение его судьбы.
Валерия Нодельман