Posted 20 августа 2014, 20:00

Published 20 августа 2014, 20:00

Modified 8 марта, 04:23

Updated 8 марта, 04:23

«Я нашел другой мир»

20 августа 2014, 20:00
В Москве проходит выставка известного литовского фотографа Ромуальдаса Пожерскиса. В его авторскую экспозицию «Большая форма» вошло более 70 фотографий из семи различных циклов, созданных с 1974 по 2004 год. В один из дней Ромуальдас Пожерскис встретился с посетителями выставки – фотограф рассказал о своем творческом п

Открытие выставки приурочено к сорокалетию творческой деятельности Пожерскиса: в 1974 году фотограф начал работать над своими главными проектами – спортивной серией «Победы и поражения», циклами «Старые города Литвы» и «Литовские паломничества». Идеи практически всех серий, представленных на выставке, были также заложены в это время – во второй половине 1970-х годов. Первые пять лет работы фотограф называет самыми продуктивными и важными в жизни фотохудожника: «Творчество – как любовь: есть период, когда ты жарко и страстно любишь, есть время, когда ты выращиваешь детей – плоды своей любви. Так что период, когда ты можешь создавать, – это первые пять лет творчества. Если ты это время потерял, потом уже сложно что-то сделать».

Это же время совпало с периодом активной творческой деятельности учителей и именитых коллег Пожерскиса – мастеров литовской школы фотографии Суткуса, Мацияускаса, Ракаускаса, Кальвялиса, Шонты. 1970-е годы можно смело назвать золотым веком литовской фотографии – в это время мастера из этой страны были известны не только в Прибалтике, но и во всей Европе.

Таким расцветом литовская фотография во многом обязана первому в Советском Союзе Обществу фотохудожников, созданному в 1969 году в Литве. Эта организация отчасти защищала фотографов от цензуры – им было позволено снимать всё, и эти работы даже экспонировались за границей, правда, долгое время некоторые неугодные правительству серии не могли демонстрироваться на территории самой страны. Кроме того, Общество фотохудожников предоставляло своим членам определенную финансовую независимость, позволившую им сделать фотографию своей основной профессией: «Знаете, говорят, что есть время, в которое хочется вернуться, так вот я бы с удовольствием еще раз прожил период, который было тридцать лет назад, – рассказывает Пожерскис. – Союз фотографов, который создал Суткус, действительно позволял нам заниматься творчеством – на жизнь нам хватало гонораров за ретушь или за то, что мы посылали свои фотографии за границу. Я числился в штате как «Свободный фотохудожник» – в будни я снимал литовские города, по выходным выезжал искать интересные праздники».

Благодаря такому отношению литовские фотографы могли позволить тратить на съемку своих циклов по 10–20 лет – в результате их работы действительно обладают неповторимой глубиной и подлинной исторической ценностью. В центре внимания мастеров литовской школы – человек, его характер, жизнь, будни и праздники, радости и горести. Чаще всего это снимки не постановочные – сюжеты фотографий и их герои взяты из жизни.

Впрочем, как бы ни напрашивалось объединение литовских мастеров этого периода в одно направление, сами фотографы не спешат говорить о себе как об отдельной «школе»: «Я без сомнения могу сказать одно: 99% литовских фотографов работали и искали сюжеты в Литве, и это действительно нас объединяло. А так мы были просто группой людей, которым нравилось искать и рассказывать какие-то истории о своей стране. Я не случайно говорю «истории» – можно сказать, что мы в то время все писали фотороман – недаром моя выставка называется «Большая форма», – говорит Пожерскис.

Литовских фотографов отличает огромное внимание к своей теме или героям – «большая форма», выбранная ими для реализации своих проектов, подразумевает неспешное и внимательное отношение к созданию серий и циклов. «Мы, если так можно выразиться, разделили темы – каждый искал свою. Если мы знали, что Мацияускас снимает базары, мы их не трогали, Ракаускас снимает цветение – значит, мы старались сады не снимать, потому что мы знали, что это его тема, он доведет ее до конца».

А свою тему, которая для его творчества, возможно, стала почти ключевой, Пожерскис открыл для себя случайно: «Я жил в Каунасе в районе Зеленой Горы, а внизу был старый город, куда я почти никогда не заходил – он казался таким странным, незнакомым, даже опасным. Но однажды, когда я все-таки спустился туда поснимать, я нашел другой мир», – говорит фотограф. Жизнь литовских городов, их традиции и быт стали любимым объектом для изучения Пожерскиса – в течение следующих 12 лет он работал над циклом «Старые города Литвы» и еще два десятилетия уделил серии «Литовские паломничества», посвященной религиозным праздникам. Судя по всему, эта огромная работа действительно была не напрасной – по признанию самого фотографа, ему удалось запечатлеть мир, которого больше не существует: «Это были удивительные сцены, очень живые – эти дети, как они одеты, как они общаются, как они играют – сейчас такое снять невозможно, такой жизни на улицах больше нет».

Подпишитесь