Posted 19 августа 2014, 20:00
Published 19 августа 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:24
Updated 8 марта, 04:24
«Представьте картину – обычную картину, висящую на стене в музее. Ей абсолютно все равно, смотрите вы на нее или нет. Форма картины, материал, краски не изменятся от того, будете вы на нее смотреть или нет. Звучит логично, не правда ли? Однако в искусстве далеко не всегда все происходит именно так», – заявил Морис Бенаюн в начале встречи.
Темой обсуждения стало современное искусство, основанное на взаимодействии виртуального пространства с окружающим миром, и, главное, со зрителем. При создании своих проектов Морис Бенаюн руководствуется концепцией «критического синтеза» – искусство и реальность в его произведениях становятся единым целым. Одной из главных особенностей его работ является интерактивность – большинство проектов просто не могут существовать без участия посетителей выставки или обычных прохожих, которые оказываются задействованы в его уличных инсталляциях.
«Ты готовишь проект, создаешь его, оставляешь, а затем к его созданию подключаются люди. Иногда ты можешь понять, как они взаимодействуют с твоей работой, только по каким-то деталям – взгляду, выражению лица; а иногда от их поведения, от их действий зависит, состоится ли вообще этот проект», – объясняет Бенаюн.
При этом сам художник не всегда может точно предсказать реакцию людей, а значит, и ход всего проекта. В качестве примера Бенаюн приводит свою работу «Смотри в оба». По изначальной задумке в городе должны быть расставлены небольшие коробки с встроенными видеокамерами – стрелки на поверхности куба подсказывают прохожим, с какой стороны в нее заглянуть. В отдельной комнате посетители выставки могут дождаться момента, когда кто-то заглянет в коробку – тогда вместо расфокусированного изображения улицы на специальном экране они увидят огромный глаз. Художник предполагал, что этот эксперимент позволит посетителям порассуждать о том, как чувствует себя человек в большом городе – следит ли «Большой брат» за нами? Однако во время одной из демонстраций произошел небольшой технический сбой – из-за задержки в трансляции посетители могли смотреть в камеру на улице, а затем заходить в комнату с экраном и видеть свой же глаз. «Это было совсем не по плану, возможно, получилось что-то вроде самолюбования – однако это был интересный опыт, я не подозревал, что такой смысл тоже может быть заложен в моем проекте», – говорит Бенаюн.
Идея совместить реальный и виртуальный мир получила особую актуальность с развитием современных технологий – в 1990-е годы Морис Бенаюн был одним из первых художников, которые стали активно использовать возможности Интернета и компьютерной анимации в своих проектах. Впрочем, в работах художника эти технологии получают двоякую оценку – так, в своей работе «Туннель под Атлантикой» (1995) посетители выставки в Париже должны были в течение пяти дней взаимодействовать с интерактивным арт-объектом – «копать туннель», чтобы на несколько секунд связаться с другими людьми в Монреале. «Наверное, самым важным в этом проекте была искренняя радость людей, которые смогли после стольких усилий наконец увидеть своих собеседников на другом конце Земли, – комментирует Бенаюн. – И пусть с помощью новых технологий уже тогда связаться с Канадой можно было за пару минут, этих эмоций у людей точно не было бы, если бы мы просто позвонили в Монреаль».
Морис Бенаюн использует в своих работах технологии компьютерных игр («Кожа мира», 1998), исследует особенности компьютера («Куб SAS», 1998), проводит эксперименты, связанные с искусственным интеллектом («Извилист ли путь дьявола»,1994).
Художник задействует возможности техники, безусловно, не только для того, чтобы упростить реализацию своих задумок – по мнению Бенаюна, с помощью виртуального мира можно лучше разобраться в устройстве реальности. «Новые технологии не должны прятать реальность, они должны помочь нам лучше понять ее», – говорит художник.
В серии его последних работ, которыми он занимается с 2005 года по настоящее время – «Механика эмоций», – с помощью компьютерных технологий и топографирования, а также использования данных из Интернета Бенаюн пытается найти ответ на фундаментальные вопросы – откуда берутся, как появляются и как развиваются человеческие эмоции, что заставляет нас чувствовать себя счастливыми и несчастными, можно ли предсказать всплески чувств в масштабах всего мира. Эмоции людей в его необычных арт-проектах уподобляются цифрам из биржевых сводок, циклонам из прогнозов погоды, изображениям рельефов на картах – результаты его творчества представляются в виде масштабных городских инсталляций в крупных европейских и азиатских городах.