Posted 17 августа 2014, 20:00

Published 17 августа 2014, 20:00

Modified 8 марта, 04:25

Updated 8 марта, 04:25

Цена и ценности

17 августа 2014, 20:00
Сюжет
Суды
Международный суд в Гааге обязал Россию выплатить более 50 млрд. долларов бывшим акционерам ЮКОСа. Россия должна погасить штраф до 15 января 2015 года – в противном случае выплата может быть осуществлена за счет ареста российских культурных ценностей, находящихся за рубежом.

Если России не удастся оспорить или аннулировать решение суда в течение ближайшего времени, под арестом могут оказаться любые коммерческие активы страны. Вместе с самолетами, кораблями, буровыми установками и нефтяными вышками под удар могут попасть и произведения искусства, экспонирующиеся за границей или находящиеся там по программам культурного обмена.

Подобные прецеденты уже были – в 2010 году суд в Вашингтоне обязал Российскую Федерацию вернуть общине американских любавических хасидов несколько иудаистских книг и рукописей, принадлежавших до национализации главе общины Йозефу Ицхаку Шнеерсону.

Тогда этот случай практически свел на нет культурный обмен между Россией и США, а также рядом других стран – под угрозой ареста оказалась российская собственность, находящаяся на территории Штатов. Была досрочно прекращена работа выставки икон из собрания Музея Андрея Рублева, а ряд крупных музеев, в том числе Государственная Третьяковская галерея и Эрмитаж, отказались от экспонирования коллекций в США, опасаясь ареста произведений.

Однако музейные эксперты пока не спешат бить в набат – перспектива ареста произведений искусства все еще кажется достаточно туманной. С юридической точки зрения, осуществить арест культурных ценностей достаточно трудно – решение Гаагского суда должно быть признано и приведено в исполнение в государственных судах тех стран, где находятся активы, – этот процесс может занять достаточно много времени. Кроме того, судам этих стран предстоит отдельно решать, какие именно ценности подлежат аресту, и произведения искусства, скорее всего, не будут рассматриваться в первую очередь.

Наконец, если речь идет не о международном культурном обмене, а об экспонировании отдельных коллекций в частных зарубежных музеях, о безопасности произведений искусства можно практически не беспокоиться. Проведение каждой выставки сопровождается подготовкой определенных страховых гарантий и юридических обязательств, которые должны обеспечить неприкосновенность коллекций. Так, в 2005 году швейцарская компания Noga выиграла у России два иска на общую сумму более 27 млн. долларов – под угрозой ареста оказалась коллекция французских живописцев ГМИИ имени Пушкина, которая в то время находилась в Европе. Тем не менее благодаря страховым обязательствам и гарантии неприкосновенности картин их удалось вернуть в Россию.

«Ни одна выставка, ни один экспонат не выходят за пределы нашей страны без гарантии об их возврате – это принято во всех цивилизованных странах. Разрешение на вывоз ценностей не дается, если принимающая страна таких гарантий не может предоставить. Впрочем, мы разные случаи проходили – после инцидента с компанией Noga музеи просто-напросто боялись вывозить свои коллекции в страны, где возможны какие-то иски. Так что если что-то такое произойдет, это очень серьезно может отразиться на культурном обмене с рядом стран. Мы, в свою очередь, свои обязательства всегда выполняем», – рассказал корреспонденту «НИ» директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Музеи пока не собираются менять свои планы насчет экспонирования коллекций в других странах – несколько полотен Малевича по-прежнему можно увидеть в лондонской галерее «Тейт-модерн», через месяц в Великобритании откроется выставка «Русский театральный авангард» из коллекции Театрального музея имени Бахрушина. Дмитрий Родионов, директор музея имени Бахрушина, отметил в одном из интервью в СМИ, что иммунитет коллекций будет подтвержден договорами с зарубежными партнерами, так что предметы искусства будут защищены от исков третьих сторон.

Тем не менее в свете последних событий вызывает особые опасения судьба экспонатов из коллекции «Крым: золото и секреты Черного моря», которая в данный момент находится в Нидерландах. Спор о будущем этой выставки ведется с весны – дело в том, что скифское золото было вывезено из Крыма еще до присоединения к России, и юридические консультанты университета Амстердама, в музее которого экспонируется коллекция, до сих пор не решили, в какую же страну должны вернуться эти культурные ценности. Крымская экспозиция пробудет в Нидерландах как минимум до конца августа – до официального окончания выставки, ее дальнейшая судьба по-прежнему не определена.

Подпишитесь