Одно из важнейших информационных событий последних дней, если судить по российской прессе, – это уход «на заслуженный отдых» гражданина Гиркина (он же Стрелков), который называл себя министром обороны самопровозглашенной Луганской республики. В какой-то момент наши официозные СМИ за судьбой Гиркина следили даже внимательнее, чем за поездкой президента России в Крым.
Почти все материалы о Гиркине пронизаны позитивной тональностью, чего не скажешь о некоторых комментариях по поводу ялтинского выступления президента. Судя по всему, образ этакого славянского «робингуда», слепленного отечественными пропагандистами, все больше приживается в душах доверчивых россиян.
На минувшей неделе одна из популярных радиостанций провела в эфире опрос слушателей, поинтересовавшись у них, готовы ли они поддержать приход в российскую политику товарища Гиркина. Около двадцати процентов слушателей ответили положительно.
Другая радиостанция спросила, кто бы хотел в 2018 году на выборах президента России проголосовать за Гиркина, а кто – за Путина. На сайте радиостанции «робингуд» собрал 28,5 процентов голосов, а действующий президент – 20. В эфире расклад был еще более впечатляющим – почти 65 гиркинских процентов против 35 путинских.
Человек с ружьем сегодня в моде. Официальная пропаганда добилась своего, выпустив джинна из бутылки и слепив из него народного героя. Сегодня этот «герой» уже может претендовать на власть в России чисто теоретически. А завтра?
Подобных стрелковых отечественные телеканалы с откровенной симпатией показывают нам каждый день, называя их премьерами, министрами или просто полевыми командирами самопровозглашенных республик. Самозваные премьеры и самозваные министры не сходят с наших экранов, публично хвастаясь очередным сбитым украинским самолетом, захваченными в плен заложниками или убитыми солдатами.
Среди этих самозваных вождей немало граждан с российскими паспортами. По сформированной официальной версии, они отправились на территорию другого государства защищать братский народ от фашистов, бендеровцев и карателей. По неофициальной – создавать дымовую завесу крымской теме (чтобы отвлечь внимание вредного Запада от победного факта – «крымнаш»). Но во всех случаях самозванцы, полевые командиры, гиркины и стрелковы робингудят на чужой территории вопреки не только международным нормам, но и российским.
Статья 359 УК РФ гласит, что «вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет». А «участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях наказывается сроком от трех до семи лет». И при этом поясняется, что «наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей».
Про то, как Гиркин требовал от России поддержать его «диких гусей» материально, обещая им заплату в 20 тысяч, знает весь мир. Он это делал публично и вызывающе нагло, практически диктуя свои условия руководству нашей страны. И доказывая тем самым всему миру, что Россия участвует в украинской гражданской войне самым непосредственным образом.
Еще больше проблем родному отечеству он создал радостным докладом на своей страничке в Интернете об очередном сбитом украинском транспортном самолете, который вскоре вдруг оказался малайзийским «Боингом». Страничку перепуганный «стрелков» быстренько подчистил, но «Боинг» и почти триста жертв уже не вернешь.
Наш Следственный комитет очень любит в последние времена возбуждать уголовные дела против украинских политиков, министров и вождей. С тем же пиаровским успехом он мог бы возбуждать дела против вождей американских или африканских. Но вот про уголовные дела в отношении гиркиных, бородаев и прочих «диких гусей» России, публично и демонстративно нарушающих 359-ю статью УК РФ, мы что-то не слышим. Не слышим об уголовных делах по поводу российских граждан, убитых на чужой войне и тайком привезенных в секретных фурах на родину. И почти тайком здесь похороненных. Если все они выполняли в соседней стране «интернациональный долг», то надо их хоронить как героев или на «заслуженный отдых» встречать как героев. А если они там робингудили по личной прихоти, убивая, грабя и захватывая заложников, то Следственному комитету давно пора и возбудиться, и возбудить.
Совсем еще недавно гражданская война полыхала и на нашей земле, когда одни россияне, которые чеченцы, воевали с другими россиянами, которые «федералы». Эту войну мы называли контртеррористической операцией, города и села Чечни бомбили и утюжили «Градом» нещадно, не считая при этом себя карателями. Мы спасали страну от разрушения, душили сепаратизм на корню, а террористов мочили даже в сортире. Там тоже хватало «диких гусей», слетевшихся со всего света, – хаттабы, абубакары, сашки белые... Как бы они себя ни именовали и с какой бы целью ни робингудили в Чечне – и для России, и для всего цивилизованного мира они оставались наемниками и террористами.
Не считались у нас благородными сепаратистами, выступающими против «карателей», и Басаев с Масхадовым. Хотя я хорошо помню аргументы Басаева по поводу захвата больницы с заложниками в Буденновске, у меня до сих пор сохранились видеозаписи той беседы, которую я, будучи одним из заложников, с ним вел. Басаев утверждал, что цель его операции не террор, а остановка войны. Он якобы таким образом хотел добиться мира на своей земле – малой кровью остановить большую кровь. А позднее, уже будучи официальным премьер-министром Чечни, он при нашей очередной встрече (тоже под запись) не жалел о сотворенном в Буденновске, скорее гордился, что остановил войну.
Тем не менее для Москвы он был и остается террористом, пролившим невинную кровь мирных граждан. И боевиком, который воевал против федеральных войск и силовых структур. А хаттабы с абубакарами и вовсе были безоговорочными наемниками, которые вне закона. Почему сегодня гиркины, бородаи и прочие стрелковы, воюющие на чужой территории против местных «федеральных войск» и силовых структур, считаются у нас едва ли не героями – понять сложно. Если, конечно, не забивать голову пропагандистскими штампами про их «самоотверженное противостояние фашистам и бендеровцам».
Получается, что боевик, воюющий против российского флага на чужой земле, – он, безусловно, террорист, а боевик, воюющий на чужой земле под российским флагом, – он герой. Хотя на деле и без штампов и тот и другой подпадают не только под нашу 359-ю статью УК, но и под все международные конвенции по поводу наемничества.
Сегодня гиркины, пономаревы и прочие стрелковы временно отдыхают под опекой наших национал-патриотов. Они поднабрались боевого опыта, вкусили запах крови и хмель бесконтрольной власти. Для жителей Луганска и Донецка они все при любом раскладе останутся «дикими гусями», которые проливали кровь на чужой земле. Но для жителей России, не знающих нормальной оппозиции, они волей оголтелой пропаганды становятся едва ли не былинными героями, которые могут спасти и великую Русь от коварных либералов, пятых колонн и сала с пармезаном. Осужденный патриот и полутеррорист полковник Квачков, который якобы готовил переворот и претендовал на власть, на их фоне – безобидный пожилой мальчиш-плохиш. У гиркиных с бородаями и безлерами, как показывают предварительные опросы, шансов больше. Если только Следственный комитет не проснется, пропагандисты не уймутся, а Россия не опомнится.
Автор – главный редактор газеты «Новые Известия»