Posted 12 августа 2014, 20:00
Published 12 августа 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:27
Updated 8 марта, 04:27
Тема повышения финансовой грамотности населения в последнее время необычайно обсуждаема. Она даже стала одной из основных тем председательствования России в G20. По мнению экспертов, это напрямую связанно с тем, что низкая финансовая грамотность населения ведет к росту числа финансовых злоупотреблений, накоплению гражданами избыточной кредитной задолженности, неэффективному распределению личных сбережений, подрыву доверия к финансовым институтам, дополнительной нагрузке на бюджеты всех уровней и как следствие является в том числе одним из факторов замедления темпов экономического роста. Так, например, одним из нагляднейших примеров уровня финансовой грамотности, или скорее безграмотности, россиян стала их реакция на проведение пенсионной реформы. Тогда порядка 50% экономически активного населения, которого изменения касались напрямую, заявляли, что ничего об этой реформе не знают, еще около 25–30% слышали, но не вдавались в подробности, и только незначительный процент граждан был озабочен вопросом финансового обеспечения своей пенсии. Для сравнения: в Великобритании стратегию накопления средств на пенсионный период имеет порядка 63% населения. Не стоит забывать и о высоком уровне закредитованности россиян. Напомним, что, по последним данным, общий объем задолженности населения перед кредитными организациями продолжает сохраняться на уровне 9 трлн. рублей.
«Эта программа была нужна 20 лет назад, когда после полного изменения экономической системы финансовая грамотность населения была нулевая, – говорит «НИ» директор Института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики Сергей Смирнов. – Но тогда не было ни соответствующих кадров, ни ресурсов». А сейчас, по мнению эксперта, результативность программы окажется минимальной, в том числе и потому, что современный представитель экономически активной прослойки населения просто не имеет достаточно свободного времени для дополнительного обучения, а представителям пожилого поколения это не нужно. Помимо возрастного критерия уровень финансовой грамотности очень сильно различается в прослойках городского и сельского населения и находится в прямой зависимости от уровня доходов.
Создание центров повышения финансовой грамотности населения должно пройти в рамках совместной программы Минфина РФ и Всемирного банка, которая рассчитана на пять лет. Бюджету она обойдется, по предварительным подсчетам, в 113 млн. долларов, порядка 80 млн. из которых будет выделено из федерального бюджета, а остальные – из региональных. К тому же 25 млн. долларов заемных средств должны быть привлечены из Всемирного банка. Но текущее обострение геополитической ситуации может помешать этому. По словам Андрея Бокарева, структура центров, их форма и юридический статус будут отданы на откуп региональным властям. Поскольку даже в мировой практике до сих пор нет четких рекомендаций, в каком формате эти центры должны функционировать – каждая страна выбирает наиболее удобный для нее способ реализации. Сейчас подобные проекты уже около двух лет действуют в Волгоградской и Калининградской областях. И в Волгоградской области, например, курсы организованы на базе местных вузов, в силу активной позиции и заинтересованности руководства учебных заведений и наличия там максимально готовых рабочих площадок. «Важно, чтобы информация предоставлялась в максимально доступной и понятной форме, и здесь речь не идет о том, что население должно за это платить», – подчеркнул г-н Бокарев. Плюс ряд площадок предоставляет возможность дистанционного (через интернет-ресурс) обучения. Но эксперты выражают сомнение, что в случае массовости таких центров удастся сохранить их бесплатность, а это сразу снизит их доступность для населения.
Параллельно ведется разработка информационного интернет-портала по финансовой грамотности населения. Но практика взаимодействия государственных структур с населением посредством интернет-ресурсов оставляет желать лучшего. К тому же важной проблемой является обеспечение информационной поддержки проекта, которая тоже стоит денег. «Финансовую грамотность необходимо прививать со школы. Современная экономическая система крайне сложна, и государство посредством школы должно способствовать своевременной адаптации населения», – отмечает г-н Смирнов.