Как считают эксперты, открытие на российско-китайской границе оптового рынка, площадью в 70 тыс. кв. метров и оснащенного складом площадью в 30 тыс. кв. метров, складом-холодильником и другими комплексными сооружениями, очень удачно совпало по времени с объявлением российского продуктового эмбарго. Напомним, что 7 августа Россия ввела ограничение поставок продовольствия из США, ЕС, Австралии, Канады и Норвегии: запрет касается поставок говядины, свинины, плодоовощной продукции (овощей и фруктов), мяса птицы, рыбы, сыров, молока и молочных продуктов. «Уже много лет ведется разговор о необходимости стимулирования импортозамещения, поскольку объемы импорта в последние годы ставят под сомнение способность страны обеспечивать свою продовольственную независимость», – говорит «НИ» завкафедрой экономики и управления бизнесом Научно-исследовательского центра ВШКУ РАНХиГС Эльмира Крылатых. Как уже сообщали «НИ», по данным Минсельхоза, Евросоюз в 2013 году поставил на российский рынок порядка 42% всей импортной продукции – на 43,1 млрд. евро, при российском экспорте всего порядка 16 млрд. долларов. Только плодоовощной продукции поставляется в среднем на 1 млрд. евро ежегодно, также ввозится около 15% молока, 37% мяса, 25–30% плодоовощной продукции, 39% готовой продукции из мяса и рыбы и 31% масла. Поэтому закономерно, что Евросоюз уже рассматривает возможность подать во Всемирную торговую организацию (ВТО) жалобу в отношении России из-за продовольственного эмбарго. Ведь меры, принятые РФ, больно бьют по европейскому рынку в краткосрочной перспективе. Но ВТО – организация бюрократическая, со сложными, длительными процедурами рассмотрения жалоб, а санкции – вопрос подвижный и быстро меняющийся.
На российском рынке в свою очередь остро встал вопрос о возможном дефиците продовольствия. Правительственные ведомства поспешили уверить россиян, что нехватки продовольствия не будет. Что тем не менее, по наблюдениям корреспондента «НИ», не удержало население от массовых закупок еды. «Потенциал у отечественного агропромышленного комплекса очень большой для обеспечения российского рынка. Тем более в настоящий момент порядка 25–30%, по разным оценкам, собственного продовольствия не доходит до российских потребителей из-за плохо налаженной логистики, механизмов хранения и способов доставки, – говорит Эльмира Крылатых. – Но сейчас последовательность шагов властей говорит, что усилия в первую очередь направлены именно на обеспечение собственного импортозамещения, а уже потом на диверсификацию поставок из других стран».
Роста цен, конечно, не избежать. Причем не столько из-за снижения объемов предложения, сколько за счет того, что, избавившись от давления импорта, многие отечественные производители могут попытаться повысить цены. Для предотвращения этого Минсельхоз РФ обсуждает с производителями и переработчиками сельскохозяйственной продукции возможность подписания соглашения о ценовой политике, чтобы не допустить спекулятивного роста цен. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) также готовит план мероприятий по сдерживанию цен на продовольствие, который будет внесен на обсуждение в среду, 13 августа, во время президиума коллегии ФАС.
Эксперты отмечают, что подобная инициатива вряд ли вызовет энтузиазм у рыночных игроков. Но сейчас на руку российскому решению играет сезонный фактор – рынок полон продовольствия, и это должно предотвратить резкий скачок цен, а ближе к поздней осени-зиме Россия восполнит потерянные объемы импорта за счет других стран и собственного производства. В любом случае эта осень станет показательной для определения уровня продовольственной независимости России.
К тому же стоит помнить, что ЕС в конце июля ввел секторальные санкции, ответом на которые стало российское продовольственное эмбарго на год с возможностью пересмотра через три месяца, то есть первый анализ последствий двусторонних санкций должен быть проведен до 31 октября. Поэтому не исключена возможность, что уже меньше чем через три месяца режим санкций в обе стороны будет пересмотрен и изменен – санкции смягчатся. «Это может стать хорошим дипломатическим ходом, – отмечает г-жа Крылатых. – Но в первую очередь сейчас нужно вести глубокий анализ результатов принятого решения, чтобы определить, усиливать ли отказ от импорта в дальнейшем или балансировать на текущей позиции».