Дочерняя компания «Аэрофлота» лоукостер «Добролет» приостанавливает все полеты с 4 августа, сообщил авиаперевозчик на своем сайте. Причина – санкции Евросоюза, наложенные на компанию на прошлой неделе за полеты в Крым. «В связи с применением экономических санкций, введенных ЕС в отношении «Добролета», ряд европейских контрагентов сообщил об отказе выполнять свои обязательства перед авиаперевозчиком – аннулировано действие договоров лизинга, технического обслуживания и страхования воздушных судов, а также предоставления аэронавигационной информации. В условиях беспрецедентного давления перевозчик вынужден приостановить полеты и продажу билетов», – заявили в пресс-службе авиакомпании.
Пассажиры, которые успели купить билет из Москвы в Симферополь и обратно на рейсы до 15 сентября, смогут полететь самолетами «Оренбургских авиалиний» (также дочка «Аэрофлота») в даты и время, указанные в билетах, сообщил «Добролет». Эта же авиакомпания будет возить людей по билетам «Добролета» из Москвы в Волгоград до 20 августа. Все остальные билеты придется сдать, компания полностью компенсирует их стоимость.
С крахом «Добролета» завершилась попытка избежать западных санкций за полеты на «временно оккупированную» территорию. И это, похоже, только начало. Воздушный мост между Россией и «воссоединенным» Крымом может обрушиться с такой же легкостью, как это произошло в случае с «Добролетом».
«Скорее всего, те же санкции будут распространены и на «Оренбургские авиалинии», и вообще на любую авиакомпанию с госучастием, выполняющую рейсы в Крым, – сказал «НИ» главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. – При этом необходимо учитывать, что 90% воздушных перевозок в стране осуществляется на 800 самолетах иностранного производства. И авиакомпании могут столкнуться с теми же трудностями, что и «Добролет». Последняя вынуждена была в результате применения санкций прекратить перевозки не только в Крым, но и по стране. Сервисное обслуживание, запчасти, лизинговые контракты – все это позволит Западу легко заблокировать любого перевозчика, отважившегося летать на крымский полуостров. В случае продолжения санкций в воздушной блокаде может оказаться не только крымский полуостров, но и страна в целом, воздушный флот которой рискует встать на прикол, как это и произошло в случае с «Добролетом». Таким образом, ситуация вокруг «Добролета» наглядно свидетельствует о возможных последствиях аналогичных экономических санкций для любой российской авиакомпании, летающей в Крым.
И это лишь малая толика проблем, с которыми предстоит столкнуться России в результате введения секторальных санкций. Нашим властям не простят не только Крым, но и падение малайзийского лайнера, поддержку (как говорят западные спецслужбы) донбасских ополченцев. Европа посылает явственные сигналы, что времена, когда мир жил по имперским правилам «собирания земель», безвозвратно ушли в прошлое.
Основная зависимость ЕС от России сохраняется в энергетическом секторе. Чиновники Еврокомиссии пока благоразумно решили не трогать поставки «голубого топлива» из России, от которых ЕС зависит на треть. Однако под санкции ЕС попали поставки высокотехнологичного оборудования для нефтяной отрасли РФ. Также уже обозначились проблемы с «Южным потоком», что побудило Кремль пойти на заключение не слишком выгодных контрактов с Китаем. Дальнейшая ситуация с санкциями будет напрямую зависеть от развития событий на Украине. Но уже и то, что сейчас осуществляет Москва, похоже, будет долго аукаться нашей экономике.
«В независимости от того, будут усиливаться санкции или нет, уже сейчас очевидно, что последствия для российской экономики будут тяжелыми. Как минимум следует ожидать падения ВВП на 2–3 процента. Это серьезная проблема, в том числе для населения, которая проявится в росте тарифов ЖКХ, стоимости электроэнергии, подорожает бензин на автозаправках, – сказал «НИ» научный руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ), бывший министр экономики России Евгений Ясин. – Планируется бросить на восполнение потерь ресурсы резервных фондов, но это игра в рулетку. Мы собирали деньги в «кубышку» на случай падения нефтяных цен. Сейчас, в связи с санкциями, эти последние ресурсы уже переделили и заложили. Если цены на нефть упадут, то возникает реальный риск дефолта. Те, кто говорит властям, что мы все сможем сами без западных технологий и денег, вводят руководство страны в заблуждение. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть во многом от политической линии руководства. Но если все будет продолжаться так же, как и сейчас, то это очевидный шаг назад с непредсказуемыми последствиями».
С мнением Евгения Ясина в беседе с «НИ» согласился директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. «Санкции для России будут очень чувствительными. Ударят и по населению. Те, у кого есть деньги, продолжат, конечно, ездить на Кипр и прочие курорты, но денег у людей станет меньше, поскольку секторальные санкции затронут экономику в целом и каждого в отдельности. В ближайшей перспективе это ударит прежде всего по среднему классу, – говорит г-н Гринберг «НИ». – Стагнация экономики может перейти в рецессию, упадут доходы населения. Но куда большие сложности могут возникнуть с точки зрения развития страны на ближайшие годы. Если прекратится приток западных технологий, в том числе двойного назначения, в российскую экономику, перевод ее с сырьевого статуса на инновационные рельсы будет отложен как минимум на годы. Наиболее острый вопрос – импортозамещение. Гидравлика, микроэлектроника, компонентная база. Все это придется создавать самим. А на это потребуются огромные средства, которых нет в бюджете, и не факт, что мы сможем себе позволить такие миллиардные траты. Россия рискует отстать в развитии по сравнению с передовыми странами на десятилетия».
В Латвии опасаются ответных действий Москвы
|
Российское эмбарго в свое время даже улучшило качество грузинского вина
|
В Польше подсчитали потери от санкций Москвы
|