Речь идет о пруде между щемиловскими огородами и лесом. Старожилы рассказывают, что они купались в этом небольшом природном водоеме с несколькими ключами, еще когда были детьми, и их родители купались в этом пруду. «Пруд был намного меньше. В советское время Совет депутатов разрешил взять из него песок для строительства. Нам от этого стало только лучше», – рассказал «НИ» председатель уличного комитета Щемилово Сергей Уколов. «Я здесь в детстве каталась на коньках – пруд расчищали посередине», – вспоминает жительница деревни, представившаяся Верой. «Мы всю жизнь купались в этом пруду, вся деревня, – говорит Михаил Васильевич Щербаков, старожил деревни. – Мне 100 лет, а пруд был еще до меня. Этому пруду 150–200 лет. И вдруг приехал какой-то хозяин и сказал: это мой пруд. Но пруд деревенский!»
Сейчас пруд наполнен водой лишь на треть, часть водоема заросла камышами. Жители неоднократно просили администрацию почистить его. В 2006 году подали коллективное прошение с десятками подписей. Вот тут-то и выяснилось, что и пруд, и участок вокруг него проданы под застройку жильем. Тогда щемиловцы обратились к властям за разъяснением. Ответ их очень удивил: по документам на данном участке пруда не оказалось.
В ответе главы Ногинского района от 31 июля 2013 года правозащитникам, сделавшим запрос по просьбе жителей Щемилово, значится: «На момент формирования земельных участков (на продажу под застройку. – «НИ») водоем отсутствовал, было лишь понижение рельефа». Участок с прудом теперь имеет кадастровый номер и принадлежит частному лицу.
Как случилось, что чиновники не разглядели природный пруд, которому более 150 лет, сказать сложно. До теперешнего плачевного состояния водоем, похоже, довели умышленно: жители Щемилово рассказывают, что в 2007 или 2008 году сюда приехали «КамАЗы» без номеров и ссыпали в пруд строительный мусор. «Некоторые ключи были забиты, – объяснила «НИ» жительница деревни Елена. – Но если пруд почистить, ключи освободятся. Ведь зима была без снега, а пруд все равно наполняется водой. Конечно, не за счет сточных вод. И не за счет атмосферных осадков. Мы хотели сами вычистить пруд. Проводили субботники. Договорились, что нам привезут земснаряд. Но администрация не разрешила, так как это частная территория».
Нынешним летом даже после бесснежной зимы и засушливого июля пруд по-прежнему радует местную малышню – дети охотно плещутся на мелководье. Соседство с прудом оценили и новоселы микрорайона Новое Бисерово.
Елена и другие щемиловцы просят власти сделать окультуренную зону отдыха не вместо леса в поселке Зеленый, а возле пруда. «Поставьте здесь лавочки. И мемориал этот поставьте, если уж надо», – говорят граждане. «Это родниковый пруд, и мы просим администрацию, чтобы она нам его благоустроила. Чтобы это была зона отдыха. И чтобы пруд оставили прудом», – отмечает жительница Зеленого Галина Устюгова.
Пруд имеет также утилитарное назначение – он выполняет функцию пожарного водоема. «На сегодняшний день это единственный пожарный водоем, – подчеркивает Елена. – Когда в 2010 году горели леса, отсюда брали воду для пожарных машин». Жители Щемилово и Зеленого надеются, что в вопросе сохранения пруда их поддержит МЧС – соответствующий запрос уже отправлен.
В истории с прудом также налицо нарушение статьи № 6 Водного кодекса, отмечают юристы экологической правозащитной организации «Принципъ», согласно которой к водным объектам общего пользования должен быть свободный доступ граждан, они должны иметь общедоступную береговую полосу в 20 метров шириной. Но городские власти называют пруд котлованом под строительство – какой уж тут общий доступ граждан!
Если посмотреть на публичную кадастровую карту, то видно, что все свободные от застройки и леса участки возле Щемилово сформированы под застройку: индивидуальную и даже многоэтажную. И это еще одна беда деревни, на лугах которой уже вырос один каменный монстр – Новое Бисерово. Теперь многоэтажки появятся с другой стороны деревни. «1 июля в Старой Купавне прошли публичные слушания по семисекционной многоэтажке (минимум 12 этажей), – сообщила Елена. – Результаты слушаний сразу были опубликованы в местной газете: слушания состоялись. Мы собираемся подавать в суд, чтобы признать их недействительными». Жители Щемилово согласились бы на соседство с коттеджной застройкой, но новые каменные монстры возле деревенских домиков никому не нужны.
Дело здесь не только в архитектурной гармонии – участок под многоэтажку был сформирован прямо на частных деревенских наделах. Их при кадастрировании, как и пруд, не увидели – администрация Старой Купавны заявила, что эта территория никому не принадлежит. А ведь полевые наделы размером от 16 соток были выделены постоянным жителям деревни еще в 1992 году – есть соответствующее постановление главы администрации Старокупавинского поселкового совета. Жители деревни огородили свои территории и интенсивно их использовали для подсобного хозяйства. Теперь на них пытается поставить свой забор застройщик. Дошло до открытого противостояния: люди поставили в поле палатку и стали охранять свои земли, а когда на вновь утвержденную стройплощадку приехала техника, они начали физически ее останавливать – ложились под колеса. Конфликт сопровождался бранью и даже применением силы.
Среди отнятых у населения участков оказался и надел ветерана войны, награжденного орденом «За оборону Москвы», Михаила Щербакова. «У меня отняли землю. Меня за нос водят! Я утром просыпаюсь и плачу, – рассказывает ветеран. – Мой участок продали. Но кто имеет право продать? Мы налоги платим с 1991 года за 30 соток, а земли нет».
«Я тут живу 30 лет. Дети у меня выросли здесь, коров я держал, полпоселка Зеленого ко мне приходило за молоком. На поле у нас с 1993 года участки в собственности, – объясняет Сергей Уколов. – Конечно, мы судимся сейчас. Я думаю, что мы победим. Но почему нас власть не слышит? Мы обращались в Старую Купавну, к главе Ногинского района Владимиру Лаптеву».
В связи с тем что руководство Старой Купавны отказалось давать комментарии «НИ» по телефону, газета сделала письменный запрос в администрацию города. Мы надеемся получить и опубликовать ответ в положенный по закону семидневный срок.