Пир во время чумы

Пир во время чумы

23 июля 2014, 00:00
По данным европейской исследовательской компании Nielsen, индекс потребительского доверия в России во втором квартале текущего года вырос до 85 пунктов, что на 2 пункта больше показателей первого квартала и на 5 пунктов выше второго квартала 2013 года. Такой уверенный позитив, когда на протяжении длительного времени по

Индекс потребительского доверия Nielsen рассчитывается на основе опроса жителей по нескольким показателям, среди которых: перспективы на рынке труда, состояние личных финансов, своевременность покупок, наличие тревожных факторов в экономике и другие. Согласно выводам специалистов, последние два квартала потребительские настроения россиян уверенно растут, несмотря на резкое падение курса рубля в начале года и сложную геополитическую ситуацию.

«В текущей ситуации российские потребители отнюдь не впадают в пессимизм, а наоборот, с большей уверенностью смотрят в будущее, готовы и желают совершать покупки. Находясь под воздействием ряда общественно-политических событий первого полугодия, российский потребитель немного отвлекся от проблем, традиционно его волновавших, таких как рост цен на товары, услуги ЖКХ. И хотя сейчас внимание россиян больше сосредоточено на внешних событиях, они пристально наблюдают за состоянием собственного кошелька, пытаются найти способы оптимизировать расходы, при этом серьезно не ограничивая потребление», – отмечают представители «Nielsen Россия».

Наибольший рост оптимизма исследователи зафиксировали в оценках респондентами перспектив на рынке труда – 34% опрошенных заявили, что в ближайший год ситуация будет для них «отличной» и «хорошей». В первом квартале текущего года таких было 31%. «В первом полугодии численность занятого населения в России выросла по сравнению с предыдущим периодом. Речь идет об общем количестве работающих людей – сотрудниках по найму, самозанятых, собственникахв предприятий и индивидуальных предпринимателях. Таких в России насчитывается 79,1 млн. человек. Официально безработными являются 3,7 млн. человек – это самый низкий показатель за последние годы. В целом рынок занятости можно назвать стабильным», – сказал «НИ» ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков.

В то же время во втором полугодии, по словам эксперта, ожидаются сокращения штатов. «К примеру, общая численность сотрудников в банковской сфере в отличие от предыдущих лет не растет. Более того, уже идет волна увольнений из банков, прекративших существование», – отметил г-н Поляков.

Что касается состояния личных финансов, то российские респонденты, по данным Nielsen, не поменяли своего мнения по сравнению с первым кварталом 2014 года – 41% по-прежнему считают, что их финансовая ситуация для них будет «отличной» и «хорошей», а 51% готовятся к тому, что она окажется «не очень хорошей» и «плохой». Для сравнения: в Европе респонденты более пессимистичны. Только 22% французов, 20% итальянцев и 15% португальцев надеются на благоприятную личную финансовую ситуацию. Лучше всего в этом плане дела обстоят в Северной Америке, где 63% респондентов позитивны в оценке состояния личных финансов на ближайший год. В вопросе же совершения трат россияне остаются осторожными – 66% потребителей считают, что сейчас «плохой» и «не очень хороший» период для совершения покупок, и только 31%, наоборот, называют текущий момент «отличным» и «хорошим».

Как рассказал «НИ» председатель комитета по экономике Московского отделения «ОПОРы России» Алексей Каневский, нельзя сказать, что потребительская активность в России растет повсеместно, скорее речь идет об отдельных сегментах продовольственного ритейла. «На мой взгляд, это связано с тем, что у россиян накопилась усталость от ожиданий выхода из кризиса и хочется попросту устроить себе праздник. Это чисто психологический момент, не связанный ни с какими экономическими предпосылками, ведь уровень кредитоспособности населения падает, и говорить, что россиянам удалось сделать накопления, которые они решили потратить, не приходится. Пир во время чумы», – пояснил он «НИ».

Эксперт также отметил, что во многих сферах потребления наблюдается резкая волатильность, не характерная для предыдущих лет. «По нашим данным, всплеск потребления сейчас носит необычный характер, и выявить истинные причины такой динамики затруднительно. Скорее всего, здесь оказывает влияние общая нервозность, связанная с политической обстановкой в стране и в мире», – полагает г-н Каневский.

#Экономика #Новости #Деньги #Эля Григорьева
Подпишитесь