На заседание Совета депутатов пришли около 20 активистов поселения. При общении с народными избранниками они почти сразу сорвались на крик. Кричали о том, как устали от обмана, что не верят никакой власти, что работали всю жизнь, но живут в нищете, что депутаты их не слушают и действуют в своих интересах. Жители поселения требуют референдум по самым острым вопросам Кривцовского: об исключении из проекта генплана поселения логистических объектов трассы Москва – Санкт-Петербург, о строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса на месте карьера в деревне Стегачево, о размещении парка Победы рядом с братской могилой в Стегачево, о строительстве через Кривцовское железной дороги, о новом детском садике на месте разрушенного…
Самой острой проблемой Кривцовского остается земельная. В ближайшее время району предстоит отчуждение земель под трассу на Санкт-Петербург – она протянется как раз по территории Кривцовского. За эти поля не первый год борются жители сельского поселения, многие из которых ранее работали на крупной птицефабрике, занимавшей 4,5 тыс. гектаров земли. Сотрудники фабрики являются ее акционерами и на законных основаниях претендуют на дивиденды и земельные паи. Однако земли каким-то образом оказались в руках арендаторов, которых жители поселка иначе как рейдерами не называют. Кривцовцам были обещаны и большие наделы (от 60 соток), и значительная денежная компенсация (по 100 тыс. рублей за сотку), но люди так ничего и не получили.
Многие в поселении живут бедно, и эти деньги могли бы помочь им решить важные проблемы. «Зарплата маленькая. Сын просит: мама, помоги! А младший болеет – на лекарства денег не хватает. Не знаю, что купить: еду или лекарства. Как можно на 10–13 тысяч прожить? Нас обманули, пообещали нам деньги. Мы тоже детей обманули – пообещали, что все наладится», – рассказала «НИ» пайщица птицефабрики Валентина Лапина. «Будем воевать до последнего, – объявили обманутые пайщики. – У нас 12 полей, на все есть документы. Если власти ничего не предпримут, мы выйдем на эти поля, разобьем палатки и будем охранять землю».
Тревогу акционеров усиливают и оттягивание решения о референдуме, и предстоящее принятие генплана. Но больше всего пайщики беспокоятся, что на территории поселения начнется строительство дороги Москва – Санкт-Петербург, компенсацию за которую настоящие владельцы земель не смогут получить.
16 июля перед зданием администрации народ учинил «экзекуцию» над депутатом-обманщиком, в роли которого выступил артист. Вероломного «депутата» по имени Таракан по очереди отхлестали крапивой. После порки Таракана жители Кривцовского всей толпой отправились на третий этаж администрации, где народных избранников на повышенных тонах отчитали за все их грехи.
Как объяснил «НИ» член Совета депутатов сельского поселения Кривцовское, инициатор референдума и защитник интересов пайщиков птицефабрики Дмитрий Трунин, он еле смог заставить председателя Совета депутатов внести в повестку дня заседания 16 июля вопрос о референдуме. И то сформулирован вопрос был не так, как предлагал депутат: вместо пункта «рассмотрение проекта референдума» повестка заседания содержала пункт «рассмотрение вопроса о необходимости референдума». Голосование по сформулированному таким образом вопросу вполне могло закончиться отказом депутатов назначить референдум. Г-н Трунин настоял на изменении формулировки. Народным избранникам была дана неделя на обдумывание решения по референдуму. Следующее заседание назначено на 23 июля.
Председатель Совета депутатов Кривцовского Александр Болтенков сообщил «НИ», что такое многолюдное заседание он наблюдает впервые с момента избрания нового состава совета, то есть с сентября 2013 года: «Мы в совете все сделали: писали письма, отправляли их в район, район – в область. Поверьте, если бы этот вопрос зависел от решения Совета депутатов, у людей уже давно была бы земля. Как получить землю – мы не знаем».
Другой депутат совета, Иван Своеступов, рассказал «НИ» историю захвата земель, главными действующими лицами которой были московские банкиры – они проникли в совет директоров предприятия, а затем обанкротили его, а земли сдали в аренду. Как их получить назад, Своеступов тоже не знает. «А земля пока потихоньку продается, как – непонятно», – отмечает депутат. Но необходимости проведения референдума депутат не видит. Он отмечает, что строительство дорог – это федеральный проект, он все равно будет реализован. Спорить можно только со строительством инфраструктуры – складов и прочего. Земельный вопрос, по его мнению, референдум также не решит.