Под звуки фортепианной музыки в большом зале центра фотографии имени братьев Люмьер открывается ряд черно-белых фотографий, на которых изображены лица, известные любому посетителю. Вот рояль Игоря Стравинского и сам маэстро. Справа еще живой Джон Кеннеди улыбается с крыльца Белого дома. А если обернетесь, вы попадете из середины XX века обратно в «настоящее». Сам Арнольд Ньюман смеется, фотографируя себя через зеркало. Где-то вы уже это видели, не правда ли?
Арнольд Ньюман считал, что именно окружение человека на фотографии раскрывает его характер. «Портрет должен быть цельной композицией, которая помогает создать настроение, отражает мое видение и восприятие портретируемого. Все окружающие предметы должны не только дополнять композицию, но и «объяснять» человека», – говорил мастер. Именно эта затея и прослеживается в первой части выставки. Если бы Марк Шагал не был изображен на фоне своих картин, поняли бы мы, кто он, не посмотрев на надпись под фотографией? А какой внушительный вид придает небоскреб и так весьма важному Дэвиду Рокфеллеру. Усердно работающий Вуди Аллен в (на фото)кровати только дополняет задумку Ньюмана.
Мастер прославился не только оригинальными портретами. Выставка представляет нам ранние работы и абстракции Арнольда Ньюмана. Известный психиатр Рон Курц, чье высказывание воспроизведено под работами фотографа, говорил: «В этих работах мы открываем видение молодого художника и творческое начало мастера фотографии». Видение Арнольда Ньюмана представлено в попытке синтеза природной красоты и технологической реалии. На первый взгляд может показаться, что начинающий фотограф пытается найти нечто особенное в изображении лишь половины зеркала или передать глубокую мысль через «мусорную абстракцию». На самом деле пришедший в начале XX века модернизм заставил всех фотографов найти что-то новое в искусстве. И Ньюман не был исключением. Тогда фотоискусство было разбито на два полюса: одни пытались отличиться благодаря всевозможной корректировке фотографии в поисках новой жизненной красоты, другие старались открыть глаза на неизведанные просторы реальности через необычное отображение обычного мира. Арнольд Ньюман попытался соединить в своем творчестве оба пути. Почему бы работа двух людей у голой стены с лестницами не должна вызывать у нас, например, эмоции сожаления или даже восхищения? Может, это и была задумка автора? Или лестница, перекрывающая вид из окна, разве не должна восприниматься с укором? Значит, даже модернистская абстракция Ньюмана сделала свое дело – заставила нас задуматься.Фотографии Ньюмана вызывают смешанные эмоции.
Его абстракции открывают нам целую эпоху, в которой пришлось вариться мастеру. Ньюман доказал, что мог достойно работать в совершенно разных стилях и, что самое главное для модернизма, дать своим абстракциям смысл, за что автора можно возвести в ранг гения.